Бадрак Авидзба, Sputnik
Амиран Адлейба посвятил профессии скульптора более 35 лет. Сегодня он работает директором Сухумского художественного училища имени Александра Чачба.
"Я много раз думал о том, почему я стал скульптором, откуда идут истоки выбора этой профессии. В селе, в котором я родился и вырос, природа очень красивая. С холма, где стоит наш дом, хорошо видны море и ближайшие селения. Множество раз я оставался с природой наедине, мне очень нравилось побыть с природой и предаться различным мыслям. Думаю, что красота природы сыграла немалую роль в выборе моего занятия", — вспомнил Адлейба.
В выборе Амираном Адлейба профессии скульптора важную роль сыграла его мать.
"Моя мать много занималась хозяйственными делами. Она следила за всем, что делает в доме, как хороший художник. В 60-70-е годы трудно было достать строительные материалы, поэтому из глины и песка мама делала полы для нашего дома. Я за этим очень пристально наблюдал, и мне это становилось интересно", — добавил он.
Амиран Адлейба постепенно начал и сам работать с глиной, глядя на то, как это делает его мать. Сначала это были детские игрушки.
"С помощью глины и песка я начал делать лепешки. Потом я начал добавлять в лепешки маленькие шишки из ольхового дерева. Это придавало им фактуру. На следующий день глина высохла и потрескалась, и я начал думать, что нужно сделать, чтобы глина не трескалась. Затем я начал работать над деревом и камнем. Вот так я увлекся скульптурой", — сказал скульптор.
Свою первую мастерскую Амиран Адлейба сделал в своем доме.
"В своем уголке я развесил рисунки наших писателей, также я сделал их маленькие скульптуры", — вспомнил он.
Когда Амиран Адлейба учился в пятом классе, он впервые побывал в Сухуме. Тогда он писал стихи, в Сухуме его и других школьников принимал поэт Чичико Джонуа. Эта поездка в Сухум произвела на будущего скульптора очень большое впечатление.
"Чичико Джонуа показал нам город, водил нас в красивые и значимые места. Тогда я впервые увидел скульптуру Дмитрия Гулиа. Могу сказать без преувеличения, что она очень сильно повлияла на меня. Тогда я решил, что буду работать в направлении реализма и создавать портретные скульптуры", — сказал мастер.
Окончив 10 классов, Амиран Адлейба поступил в Сухумское художественное училище.
"Я принес свои работы показать учителям. Тогда я делал абхазские типажи в национальной одежде из глины. На первом курсе не было отделения скульптуры, и мне предложили работать над деревом, но я очень этого не хотел, я хотел делать портретные скульптуры. Когда наш учитель Виталий Лакрба это заметил, перевел меня на второй курс", — отметил скульптор.
По словам Амирана Адлейба, профессия скульптора имеет свои особенности.
"Говорят, что Бог взял в руки глину, сжал ее, дунул в нее и вдохнул в нее жизнь, так появился человек. Вот что означает для меня скульптура. Скульптор не может оживить свою работу, но зритель должен воспринять ее как живую", — сказал Адлейба.
Какая энергия в той или иной скульптуре, какая у нее тайна, об этом должен сказать зритель, считает он.
По словам мастера, есть работы, которые ему особо удались.
"Есть малые лирические формы. Я немного поработал по этой теме и доволен работами. Также для меня очень ценна моя дипломная работа "Танец"и, конечно же, портретные работы, над которыми я сейчас работаю", — подчеркнул Адлейба.
Скульптор отметил, что композиция в парке Боевой Славы исходила от большой боли, которую автор испытывал, работая над ней.
"В скульптуре я хотел отразить свое отношение к войне, к героям этой войны. Скульптура — знак рыцарства", — добавил автор.
Амиран Адлейба, помимо скульптуры, занимается и живописью.
"Я люблю живопись, но, к сожалению, не могу сказать, что состоялся в роли художника. Я очень люблю мировую живопись, и сам, бывает, рисую, но только как любитель", — сказал Адлейба.
Сегодня художник работает над скульптурой, которая отражает исторические события в Абхазии конца XIX века. Амиран Адлейба — лауреат Государственной премии имени Дмитрия Гулиа в области искусства и архитектуры.