СУХУМ, 30 дек — Sputnik. Серия противоречивых политических шагов привела Турцию к региональной изоляции, и теперь правящая Партия справедливости и развития (ПСР) вынуждена спешно охотиться на новых "друзей", пишет интернет-издание Al-Monitor, специализирующееся на ближневосточной тематике.
На повестке дня — налаживание отношений с Израилем, а следом за Тель-Авивом турецкое правительство решило постучать и в дверь Катара, отмечает издание.
"После того как российский президент пренебрег Эрдоганом на климатической конференции в Париже в начале декабря, тот направился в Доху на переговоры с эмиром Катара шейхом Тамимом бин Хамадом бин Халифой Аль Тани, и стороны подписали газовый контракт", — замечается в статье. Комментируя соглашение, Реджеп Тайип Эрдоган напомнил о давних планах Катара войти в турецкий сектор сжиженного природного газа и назвал договоренности "шагом вперед" в этом вопросе.
На фоне масштабного оттока средств — 1,5 миллиарда долларов — с турецкого рынка ценных бумаг в экономике страны произошло крупное событие — Национальный банк Катара (НБК) на прошлой неделе объявил о вложении 2,7 миллиарда евро в пятый по величине частный банк Турции Finansbank, добавляет портал. В 2013 году Коммерческий банк Катара уже приобретал контрольный пакет акций другого турецкого заемщика Abank за 460 миллионов долларов. Продавец доли, гендиректор турецкого холдинга Anadolu Holding Тунджай Озильхан, позже отмечал "хорошую химию" во взаимоотношениях с катарскими партнерами, добавляя, что теперь "можно чувствовать себя непринужденно и спокойно", поскольку "богатый папочка приносит радость и легкость".
Доха инвестирует и в медиа-индустрию Турции, добавляет издание. Несмотря на то, что "Аль-Джазире" не удалось запустить канал на турецком языке, телекомпания владеет новостным порталом. Также одна из крупнейших медиа-групп страны Sabah-ATV из-за неоплаченных долгов владельцев была приобретена Катаром в партнерстве с турецким Calik Holding, в топ-менеджменте которого работал зять Эрдогана Берат Албайрак, ныне занимающий пост министра энергетики Турции. Позднее Sabah-ATV была продана близкому к турецкому президенту бизнесмену в результате противоречивой сделки, упоминавшейся в новостных хрониках в связи с коррупционными скандалами в правительстве.
По информации турецких СМИ, общий объем прямых инвестиций Катара в экономику Турции сейчас составляет шесть миллиардов долларов и может вырасти до десяти. Экономические связи между двумя странами продолжаются развиваться, равно как и близкие личные взаимоотношения, сложившиеся между правителями Катара, семьей Реджепа Тайипа Эрдогана и его окружением.
Загадочный приток иностранного капитала неизвестного происхождения (беспрецедентные 36 миллиардов долларов), наблюдаемый в период правления Эрдогана и ПСР, породил спекуляции на тему катарской и саудовской поддержки текущего турецкого президента, поскольку наибольшие объемы средств поступали в предвыборный период, говорится в статье.
Тем не менее, даже дружба Турции с Катаром не помешала Лиге арабских государств принять совместное заявление, осуждающее размещение турецких войск в Мосуле и призывающее Анкару уважать территориальную целостность Ирака, добавляет Al-Monitor. Ради сближения с Дохой правительство Эрдогана готово отложить на время свои притязания о "нео-Османском и региональном лидерстве" и присоединиться к возглавляемой Саудовской Аравией исламской коалиции против терроризма.