О том, как безопасно ездить при снегопаде и гололеде рассказал в интервью Sputnik автомобилист с 20-летним стажем, член автоклуба "Аиааира" Сергей Никитченко.
Беседовала Наала Авидзба.
- Как бы вы охарактеризовали ситуацию, сложившуюся на 4 января на дорогах, в связи с последствиями снегопада?
— Сейчас на трассе сложная обстановка. Днем снег тает, то есть дорогая открывается, к вечеру она замерзает, и получается каток, гололед.
Например, вчера по пути в Гагру дорога была хорошая, открытая. Можно было спокойно передвигаться. Когда возвращались вечером, все, что раньше оттаяло днем, превратилось в сплошной лед, и движение составляло порядка 40 км/ч. Мы ехали очень долго, потому что быстрее было небезопасно ехать.
Сегодня обстановка сильно не изменилась. Утром были очень подмерзшие дороги. Сейчас потеплело, стало получше передвигаться. Но тем не менее, выезжать бы не советовал из дома, если нет экстренной необходимости. Достаточно тяжело ездить. В городе еще можно передвигаться без проблем, но за городом лед, гололедица.
- Когда дороги заснежены, как визуально определить, покрыты ли они льдом?
— Лед можно определить, когда он отблескивает. То есть, когда дорога "зеркалит", это говорит о том, что на асфальте лед. Также при выезде, самое элементарное — это просто нажать на малой скорости на тормоза в пол, машина заскользит или нет, то есть оценить торможение автомобиля.
- Расскажите о главных мерах безопасности, которые нужно соблюдать при езде в таких условиях.
— Повторюсь, без нужды лучше не выезжать, пока не откроется дорога, пока не растает снег, лед на дороге.
Основная рекомендация в подготовке машины — это зимняя резина по возможности. Тем самым увеличивается пятно контакта, что способствует лучшему сцеплению колес с проезжей частью. У нас, правда, сложности с этим делом. Поэтому хотя бы спускать шины, снижать давление, тем самым увеличивая пятно контакта. Это способствует лучшему сцеплению колес с проезжей частью.
- Проблемы заключаются в том, что водители не устанавливают зимнюю резину или в чем-то еще?
— Основная проблема в том, что у нас подобные сложные дорожные условия бывают крайне мало по времени, поэтому финансово нецелесообразно покупать зимний комплект, люди экономят. В России, например, есть запрет на движение в зимний период времени без зимней резины. У нас такого нет. Субтропики как-никак.
- Какие еще меры нужно предпринимать водителям?
— Не тормозить, соблюдать дистанцию, не превышать скорость. Если надо затормозить, это обязательно сначала делать коробкой. Потом уже оттормаживать тормозом. Если есть АБС, это тоже помогает. Но если АБС нет, то кратковременное нажатие педали тормоза способствует более эффективному торможению в таких условиях.
- За сколько метров до места остановки надо начинать снижение скорости и какой скоростной режим нужно соблюдать при основном движении?
— Это зависит от конкретной ситуации, но чем раньше вы снизите скорость, тем более вероятно, что вы затормозите в том месте, где вам надо.
Скорость должна соответствовать дорожной обстановке. Если вы видите, что у вас дорога заснеженная, если лед на дороге, обязательно надо заблаговременно попробовать затормозить. Понять, какой у вас тормозной путь и уже из расчета вашего тормозного пути двигаться с той скоростью, которая позволит эффективно затормозить в экстремальной ситуации.
- Как вести себя, входя в поворот при гололеде? Насколько опасно при этом нажимать на педаль тормоза?
— Обязательно при подъезде к сложному участку, поворот это или перекресток, сбрасывать скорость, смотреть, кто едет, кто рядом, кто пересекает. Заблаговременно. Особенно, когда на перекрестке лед, нужно снижать скорость коробкой передач, чтобы эффективно зайти в поворот, чтобы не занесло.
Также и разгоняться надо плавно, чтобы колеса не теряли сцепления с дорогой, то есть не буксовать.
- Что делать, если автомобиль все-таки занесло?
— Здесь уже зависит от типа привода. Если задний привод, то ни в коем случае не нажимать на газ. При любом варианте, когда вас заносит, руль поворачивать в сторону заноса. Если передний привод, мы можем чуть-чуть нажать на газ, чтобы появилась тяга и машина выровнялась.
При полном приводе сложное поведение машины, потому что происходит распределение тяги по всем четырем колесам. Там надо балансировать, не газовать и не тормозить, а соблюдать баланс, держать тягу. Не давать машине буксовать, но и чтобы не тормозила.