Это редчайшее для нас природное явление, породившее фотографический нон-стоп поток в социальных сетях, у многих вызвало воспоминание о временах "большого снега" в Абхазии. Параллель вполне логичная – глядя на фотографии заснеженных сухумских улочек, невольно вспоминались потрясающие по красоте фотографии, сделанные сухумскими фотографами Пименидисом и Бабаджаняном ровно 105 лет назад в Сухуме.
Известно, что большой снег 1911 года - это время, ставшее для наших предков некой своеобразной отметкой времяисчисления, все события делились на те, что были до "ас-ду" (большой снег – ред.) и после. Мой дед, к примеру, неизменно утверждал, что родился за четыре года до "ас-ду".
Большой снег в Абхазии начался в ночь с 3 на 4 января 1911 года. Судя по газетным статьям того времени, для которых, безусловно, тема снега была главной новостью, снег шел с небольшими перерывами двадцать дней до 23 января. А потом случилось и вовсе небывалое – закружила метель.
"Ночью, — писалось в экстренном приложении "Сухумского листка обьявлений", — снежная буря особенно свирепствовала, и на утро 24 января проснувшиеся жители увидели себя почти погребенными в огромнейших сугробах снега, вскоре превратившегося в вязкую и тяжелую массу".
Что и говорить, повода для большой радости у жителей Абхазии от выпавшего снега не было, скорее наоборот — это было настоящее стихийное бедствие. Об этом подробно писал в своей брошюре "Ас-ду, или большой снег 1911 года" ученый Анзор Агумаа.
В зиму 1911 года в Абхазии, в частности, в Сухуме был установлен температурный рекорд – столбик термометра опустился до небывалых минус 11,8 градусов по Цельсию. За пару дней теплый и солнечный Сухум превратился в холодный северный город. Толщина снежного покрова достигла человеческого роста и выше. Чтобы как-то сохранить возможность передвижения по городу, в снегу были вырыты траншеи, довольно узкие, такие, что три человека с трудом могли рядом вместе пройти.
Ясно, что небывалый снег вызвал целый каскад проблем и сложностей у жителей города, не говоря уже о других жителях Абхазии. Так, горожанам в Сухуме было нечем отапливать дома. Дрова стали самой большой редкостью и самой большой ценностью в городе.
Вот о чем писали в статье "Сухум, засыпанный снегом" в февральском номере вышеупомянутой газеты: "Необходимо городскому самоуправлению серьезно подумать над тем, чтобы сухумцы не замерзали и могли бы покупать дрова по умеренной, то есть немного повышенной цене, а не платить за них невероятную цену, от 60 до 80 рублей за сажень; такую цену чрезвычайно трудно платить людям даже со средними средствами, а с малыми и лицам служащим – положительно невозможно, а о бедных же и говорить нечего".
Городская управа, как могла, старалась облегчить жизнь людей, застигнутых врасплох стихией. При первой же возможности в город завезли немного вырубленного леса и продавали его по минимальной цене небольшими пучками в одни руки, особо нуждающимся давали бесплатно.
Еще одним вызовом для горожан стала очистка улиц и крыш домов от снега. Удивительно, как люди сплотились в трудную минуту и сумели наладить свою жизнь настолько, насколько это было возможно. В расчистке города от снежных заносов участвовало все мужское население от мала до велика: "Расчистив тропы до центральных улиц, хлебных пекарен, съестных лавок и базара, народ потянулся гуськом за съестными припасами и прочим крайне необходимым как можно скорее, опасаясь дальнейшей снежной бури, так как кругом черные тучи ничего хорошего не предвещали".
Пожалуй, самой непростой задачей оказалась очистка крыш жилых домов, которые могли рухнуть под тяжестью снега. Не хватало ни рабочих сил, ни даже лопат. Были и случаи обрушения кровли. "С 23 на 24 января рухнула крыша над целым корпусом больших лучших магазинов, находящихся в доме Алафузова по Колюбякинской улице, рядом с банком Общества Взаимного Кредита, где пострадали 4 магазина, а именно: кондитерская братьев Захаровых, магазин первого сухумского портного Хлебникова, магазин мужских и дамских платьев А.Скомороховой и большой единственный в Сухуме книжный и писчебумажный магазин Гогиджанова".
Дело обстояло куда хуже в отдаленных от Сухума местах, там даже были зафиксированы случаи смерти людей, массово гибла скотина. В газете было опубликовано письмо, а точнее крик души жителя Гудауты: "Скоро месяц как снег сыплет день и ночь беспрерывно, поднялся уж наравне с крышами высоких зданий. Море бушует все время неугомонно, заливая своими огромными волнами берега на далекое расстояние. Прекращено сообщение морем и сушею, прекращено также и телеграфное сообщение, благодаря чему мы отрезаны от всего мира и живем в местечке Гудаута, как на необитаемом острове".
Телеграфное и морское сообщение было прекращено и в Сухуме. Мало того, на море разыгрался настоящий шторм. "Чтобы дать возможность бедствующим судам ориентироваться в море, так как уже в нескольких метрах ничего не было видно, стали звонить в соборный колокол", — пишет Анзор Агумаа.
Большой снег пролежал в Абхазии 38 дней – от 4 января до 10 февраля 1911 года. Сейчас, глядя на старинные фото заснеженного Сухума, мы скорее воспринимаем тот снег как красивую белую сказку, в которой сто пять лет назад оказалась Абхазия. Кажется, что горожане с удовольствием позируют фотографам на улицах города. Хотя факты говорят о том, что все же это было очень тяжелое время, полное испытаний.
Благо трехдневная снежная феерия этого года, несмотря на частое повсеместное отключение света и воды, стала настоящим праздником, новогодним чудом для детей и даже для взрослых. Тут уж сомневаться не приходится – на фото этого года люди в заснеженной Абхазии не просто выглядели счастливыми и радостными, но и были таковыми!
Удивительный факт: снег, которого давно не было в Абхазии, выпал именно в этот юбилейный для "Ас-ду" год. Такой вот снежный юбилей от природы.