О том, что является правдой, а что нет, рассказал в эфире радио Sputnik Армения в рамках программы "Вне шаблонов" директор музеев и архива Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Асогик Карапетян.
Первопрестольный Святой Эчмиадзин является духовным центром армян. Тем не менее, не многие знают о некоторых занимательных фактах, связанных с церковью. Многие явления несут в себе божественный, исторический и даже случайный характер.
Скорпион как символ нечисти
Под сводами колокольни Кафедрального собора Святого Эчмиадзина можно заметить "окаменевшего" скорпиона в окружении фресок с изображениями ангелов. Этот факт стал поводом для различных предположений. Некоторые наличие ядовитого существа рядом с ангелами считают неслучайным, и связывают это с чем-то мистическим. Однако это ни что иное, как случайность, ставшая историей.
Еще в советский период были начаты работы по реконструкции Кафедрального собора Святого Эчмиадзина. Художник, который реставрировал изображение ангелов у центрального входа в храм, ужаснулся при виде скорпиона. Под рукой мастера в этот момент оказалась лишь кисточка с лаком, и он ею убивает скорпиона. Прошло уже 50 лет, а застывший скорпион стал неотъемлемой частью фрески.
Наличие скорпиона может и не вызвало бы такого большого резонанса, если бы церковь не восприняла его как символ нечистой силы. И несмотря на случайность, люди все же продолжают видеть в наличии на потолке замурованного скорпиона что-то таинственное и не отличают истину от выдумки.
Что символизируют скорпион и змея
Изображение скорпиона можно встретить на тапочках священников в области пятки, так как, согласно псалму, скорпион и змея олицетворяют зло. Когда священник совершает церковный обряд, упоминая Христа, то наступает на скорпиона и змею. Таким образом, он уничтожает все плохое, негативное и злое. Однако в отличие от скорпиона, змея в Армянской Апостольской церкви имеет два значения, которые в какой-то степени противоречат друг другу.
Изображение змеи можно увидеть на посохе предводителей церкви. Змея символизирует мудрость, которая передается архимандриду.
На стенах собора за ночь появилось изображение шаха Аббаса
Как и почему изображение шаха Аббаса появилось под сводами северного купола Кафедрального собора ходят разные слухи, которые, как утверждает иерей Асогик Карапетян, базируются на вымышленной истории.
Согласно этой истории, портрет шаха Аббаса решили изобразить на стене собора всего за одну ночь. В чем причина столь поспешного изображения портрета мусульманского царя? В 1604 году шах Аббас, нарушив мирный договор, идет войском на Армению. Завоевывает старую Джугу и увозит с собой большое количество армян для осуществления строительных работ.
Армян поселили в городе Исфахан, однако многие из них даже спустя годы мечтали вернуться на родину. Шах Аббас понимает, что их притягивает вера и Эчмиадзин. И он решает построить новый духовный центр для армян с тем, чтобы отвлечь их от мыслей вернуться домой. Шах Аббас приказывает своим воинам отправиться в Эчмиадзин, разрушить собор, а камни привезти в Персию, для возведения нового собора в Исфахане. Он приказывает также доставить в Исфахан десницу Святого Григория Просветителя, которая также находилась в Эчмиадзине. Дело в том, что именно десницей святого Григория Просветителя проводится один из самых важных обрядов – освящение святого миро, что и объединяет церковь и весь армянский народ.
О коварном намерении шаха Аббаса становится известно в Армении. Армянские монахи знали об одной персидской традиции – никогда не разрушать здание, на котором изображен персидский шах. На самом деле, так оно и произошло. Было решено в кратчайшие сроки изобразить на стенах собора портрет шаха, что и спасает его от разрушения. А похищенную десницу святого Григория Просветителя стараниями Католикоса Пилипоса Ахбакеци и благодаря помощи одного купца удалось тайно вернуть в Эчмиадзин.
Таким образом, в истории изображения портрета шаха Аббаса также следует отличать правду от вымысла. Директор музеев и архива Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Асогик Карапетян считает часть истории про шаха Аббаса надуманной.
"Это не изображение шаха Аббаса, поскольку нет никакого исторического упоминания об этом. В те годы о жизни церкви писал историк, архимандрит Аракел Даврижеци, а в его книги нет упоминания об изображении, однако есть упоминание о том, что шах Аббас хотел разрушить церковь и в новой Джуге восстановить ее. 15 камней все-таки были перевезены и до сих пор находятся в армянской церкви Новой Джуги. Поэтому считаем историю об изображении шаха Аббаса надуманной", — говорит иерей.
Проведенные исследования показывают, что изображенный портрет принадлежит тому благодетелю, на средства которого в 1680 году Католикос Егиазар Айнтапци построил три купола – Южный, Северный и Восточный. На передней части Восточного купола выгравировано изображение армянского Католикоса Егиазара Айнтапци, и, соответственно, на Северной изображен портрет благотворителя.
"Что же касается десницы святого Григория Просветителя, то, да, она была украдена. Это для нас в первую очередь стало моральной потерей, однако и в эти дни проводился обряд освещения святого миро другими мощами Григория Просветителя, которые также хранятся в Эчмиадзине", — говорит директор музеев и архива Первопрестольного Святого Эчмиадзина.
Собор построен на воде
Многие недалекие люди утверждали, что невозможно, чтобы собор был построен на источнике, поскольку сооружение было бы не прочным, вода разрушила бы основание. Однако опытные мастера знали свое дело. Первопрестольный Эчмиадзин стоит на воде. Камни установлены так, что позволяют во время землетрясения качать постройку и не дать ей рухнуть. Именно этой водой наполняется чудотворный кладезь, находящийся внутри храма. Его глубина 7 метров. Многие верующие приходят в церковь напиться из него, глубоко веруя в целительную и чудодейственную силу воды. Интересно также, что долгие годы, вне зависимости от погодных условий и количества использованной воды, уровень воды в колодце остается неизменным.
"Вода в кладезе чудотворная, так же как и вера человека. Если человек пьет воду с глубокой верой, что исцелится, то так оно и произойдет. В свое время в соборе было несколько колодцев, однако сегодня остался только один. Эту воду мы используем в хозяйстве или в случае необходимости во время крещения. Маленькие фонтанчики, расположенные во дворе собора, также питаются этой водой. Верующие могут пить ее с той же верой", — говорит иерей Асохик Карапетян.
Сокровища Эчмиадзинского музея
В Первопрестольном Эчмиадзине находится также невероятно богатый, как в прямом, та и в переносном смысле, музей. Здесь хранится святое копье, именно то копье, которым римский воин пронзил распятого Христа, для того, чтобы убедиться, что он мертв. Еще в средневековье о чудодейственной силе копья знали в Грузии.
Когда страну охватила смертельная болезнь, грузинский патриарх попросил копье для спасения своего народа. И на самом деле копье спасло множество жизней, эпидемия отступила. Также своей чудодейственной силой известны мощи Ноева ковчега. Окаменевшее дерево, обладающее божественной силой, еще с 18 века хранится в покрытом драгоценными камнями золотом чехле. Несмотря на то, что хранившиеся в Эчмиадзине мощи Ноева ковчега единственные в мире, однако от него был отколот кусок. В свое время Католикос Симеон Ереванци подарил его императрице Екатерине II.
Собор не был построен на случайном месте
Как пишет историк Агатангехос, святому Григорий Просветителю было видение, что Единородный сын Божий спустился на землю и золотым молотом указал место, где должен стоять святой алтарь. Поэтому возведенный на этом самом месте собор назвали Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает “сошел Единородный”, то есть Иисус Христос.
Таким образом, название собора несет в себе историю.
"Да, собор был построен не на случайном месте, и человек к этому никак не причастен ", — говорит иерей Асохик Карапетян.