Sputnik, Астанда Ардзинба.
Прогнозы погоды, которые мы каждый день видим на лентах информационных агентств, на экранах телевизоров или слышим по радио, составляются целыми группами ученых-метеорологов. Специалисты по всему миру ежедневно ведут наблюдения, производят необходимые замеры температуры воздуха, воды, влажности, атмосферного давления или скорости ветра.
С различных наблюдательных пунктов, будь то наземные метеостанции, так называемые метеобуи, дрейфующие по просторам океана, самолеты или даже метеоспутники, прямо из космоса данные о состоянии атмосферы поступают в прогностические центры. После не без помощи компьютеров метеорологи получают численный прогноз погоды, исходя из которого, составляют срочные, среднесрочные или же долгосрочные прогнозы погоды на день, на неделю или на месяц соотвественно.
В соседней с Абхазией России в настоящее время действует больше тысячи наземных метеостанций. Они каждые три часа посылают свои данные в территориальные метеоцентры, которые в свою очередь передают их в Гидрометцентр России — один из мировых метеорологических центров во Всемирной службе погоды.
В Абхазии три наземные метеостанции, расположенные в Сухуме, Гагре и Гудауте. Местные специалисты ежедневно производят необходимые замеры, которые ложатся в основу прогнозирования Госгидрометеослужбы республики. Кажется, в современной метеорологии совершенно невозможно обойтись без умных компьютерных машин и различных приспособлений, назначение которых непосвященному человеку совершенно непонятно.
А вот всего сто лет назад, чтобы определить какой будет весна, ожидать ли сильных заморозков зимой или засухи летом наши предки обходились без вычислительной техники. Постоянные наблюдения за природой легли в основу календаря народных примет о погоде.
У абхазов всегда было трепетное отношение к окружающему миру, они находились в некоем симбиозе с природой, рассказал в интервью главный метеоролог страны, глава Госгидрометеослужбы Абхазии Левард Барцыц.
Наши предки были прекрасными метеорологами, считает ученый. Без знаний о природе и прогнозировании, которые передавались из поколения в поколение, крестьянам было трудно прожить. Народными приметами руководствовались при начале посевных работ или сборе урожая.
Одно из самых значимых событий, по которому абхазы в древности определяли прогноз на лето, случалось во второй половине марта. В эти дни охотники уходили в лес, чтобы выследить волков, которые впервые после зимы станут купаться в горных реках. Именно с этого времени, как верили наши прадеды, отступали холода и устанавливалась теплая погода.
Зверя ложными предсказаниями не обмануть, и потому испокон веков по поведению этих животных абхазы определяли наступление весны. Кроме того, считалось, что если в день купания волка будет дождливая погода, то и летом следует ждать много дождей, если же погода ясная, то лето будет сухим.
По словам Барцыц, купание абхазских волков происходит исключительно ночью. Чем это вызвано, сказать сложно, вероятно, ответ на этот вопрос не лежит в сфере метеорологии, тут уже вопросы к специалистам по волкам. Но эта особенность купания волков придает и без того поразительному явлению практически мистический характер.
И хотя некоторые народные приметы метеорологи считают достаточно нелогичными и бесполезными, как например, утверждение о том, что если собака мало ест и много спит – это к дождю. Тем не менее, со многими из наблюдений народа ученые считаются и дают им вполне научное обоснование.
В частности, поговорка "зацвела фиалка – пора петрушку сеять" относится к их числу. Народная мудрость учитывает то, как растения ведут себя в естественной среде и при каких условиях начинают цвести, раскрываться, что указывает на изменения в погодных условиях. В Абхазии традиционно судили о нагревании почвы по движению сока в виноградных лозах.
"Нашим предкам с градусником ходить не надо было. Обрезал веточку винограда, если видишь на срезе сок, значит, почва прогрелась на десять градусов, не меньше".
Не меньше поверий у абхазов было связано с пчелами. Пчеловодство в Абхазии имеет многовековую историю. Абхазский мед имел мировое признание и широко использовался как высокоценный и лечебный продукт. Он пользовался большим спросом на внешнем рынке, поэтому пчеловодство всегда было важной отраслью экономики страны. Потому абхазы, заядлые пчеловоды, во многом по поведению пчел делали срочные и дальнесрочные прогнозы.
"Когда пчелы начинают чистить свои ульи, много шуметь и приносить пыльцу, это знаменует наступление лета", — рассказал Барцыц.
Современные люди, сетует ученый, совершенно утратили связь с природой. Действительно, сложно представить сегодня активистов, высматривающих водные процедуры волков.
Среди местных метеорологов даже есть анекдот на эту тему. «Гуляет парень по сухумской набережной, ему звонит друг и спрашивает о погоде в Сухуме. На что молодой человек просит подождать, чтобы посмотреть метеосводку в интернете".
Более того, в современном мире, даже самые мудрые народные приметы о погоде в большинстве случаев перестают оправдываться, отметил Левард Барцыц. По его словам, проблема в том, что климат на планете стремительно меняется, а растения и животные еще не приспособились к этим изменениям.
"Абхазы раньше судили о приходе весны по перелету птиц, которые пролетали над республикой. Однако в последние годы они изменили свой маршрут, что связывают с изменениями геомагнитного поля земли и глобального изменения климата", — рассказал ученый.
Дрозды и синицы, пение которых возвещает о начале весны, зачирикали уже в феврале. Вегетация растений также начинается в необычайно теплые зимние дни, а после, когда снова ударяют морозы, почки и цветы гибнут. Природа в замешательстве, несчастные животные совершенно сбиты с толку.
Несколько лет назад в Абхазии погибло много ласточек, которые традиционно прилетают в страну с началом лета. Как выяснилось позже, перелетные птицы прилетели раньше обычного, когда здесь все еще было холодно. Ласточки, которые давно полюбились жителям Абхазии и практически стали символом деревенских домов, в таких условиях просто не нашли свой естественный корм, комаров и мошкару, и погибли.
Сейчас ласточки стали прилетать значительно позже, рассказал Барцыц. Поменялось поведение и других пернатых, позже стали прилетать перепела, дикие утки и голуби, которых так жалуют наши охотники, практически исчезли. Абхазские ученые предположили, что эти птицы изменили свои привычные маршруты.
Таким образом, коллективная мудрость народа, которая досталась нам в наследство от прадедов, все больше уступает место компьютерным вычислениям. Неизменным в метеорологии прошлого и настоящего остается одно – в основе всего наблюдения за природой, диалог человека и всего живого на земле.