Помощь ближнему или инструмент внутренней политики?
Слово "меценат", оказывается, вовсе не чуждо нашему обществу. Рассматривая и анализируя абхазский менталитет, можно выявить интересные факторы, над которыми стоит задуматься.
Когда речь идет о меценатстве, на ум приходит образ человека интеллигентного, готового оказать бескорыстную помощь и поддержку гению, таланту.
Конечно, слово устарело, стало "раритетным". Меняются времена – меняются нравы. В современной истории Абхазии оказать финансовую помощь людям искусства и науки, оплатить учебу – пока что редкость.
В Абхазии принято делиться. Но благотворительность в Абхазии все еще носит клановый характер. Большую роль играют родственные связи, соседство.
Другая отличительная черта абхазского меценатства – анонимность. Практически все хотят оставаться неизвестными.
Рассматривая мировой опыт, можно отметить, что благотворительность поощряется государством. Но в нашем обществе все иначе: инициатива идет "снизу вверх". Хотя, на мой взгляд, государство должно прийти к стимулированию благотворительной деятельности отдельных бизнесменов. Благотворительность сама по себе не может заменить заботу государства о своем населении. Но государство может эффективно использовать весь инструментарий по социальной защите граждан вкупе с меценатской деятельностью. Результат может превзойти ожидания. Ведь это возможность разделить ответственность с теми, кто в состоянии ее понести. И это тот случай, когда в выигрыше все участвующие стороны.
Мало кто задумывается о масштабах и значимости данной деятельности. Меценатство и сама благотворительность могут быть частью продуманной внутренней политики государства.
Благотворительность и меценатство — эффективный инструмент интеграции
В нашем обществе можно констатировать растущий "разрыв" между состоятельными людьми и людьми с достатком ниже среднего уровня. Благотворительность и меценатство — эффективный метод сближения и сплочения общества, расширения и укрепления социальных связей. Конечный результат — гармонизация нации и экономическая стабильность государства.
Интересно мнение в этой сфере главного советника спикера Парламента по правовым вопросам Зарины Габеевой.
"Уже в 1992 году вышел закон "О благотворительной деятельности в Республике Абхазия", предусматривающий, в каких формах может существовать благотворительная организация.
Благотворительная организация освобождена от всех видов налогов. Фонд "Ашана" тому пример", — отметила она.
Однако 24 года – немалый срок. Закону нужны корректировки, новые формулировки. Зарина Габеева подчеркнула, что для отдельных благотворителей и меценатов нет никаких налоговых преференций. А ведь это могло бы поощрить предпринимателей больше заниматься меценатской деятельностью.
"Крупные бизнесмены, которые реально хотят заниматься благотворительностью, со своей стороны могли бы предложить к обсуждению вопрос о льготах и привилегиях в данной области. Можно начать с самого малого — установления низких налоговых ставок", — предлагает юрист.
Благотворительная деятельность Фонда "Ашана" дала новый импульс "потоку милосердия". Благотворительные акции сотовых компаний растут с каждым днем.
Поддержка искусства и науки способствует росту духовности общества. Яркий пример — деятельность оперной дивы Хиблы Герзмава. В Абхазии ежегодно устраиваются благотворительные концерты и фестивали по ее инициативе.
О меценатской деятельности Заура Ардзинба можно говорить много. Количество людей, которым была оказана помощь, исчисляется десятками: спортсмены, деятели культуры, нуждающиеся в дорогостоящем лечении люди. Тем, кто хотел продолжить образование за пределами Абхазии, уделялось особое внимание. Жаль, что теперь об этом человеке приходиться говорить в прошедшем времени.
Момент создания правовой базы, регламентирующей взаимоотношения благотворителей, меценатов и государства назрел.
В частной беседе с одним из крупных абхазских бизнесменов и меценатов (чье имя по его же просьбе не раскрывается) услышала следующее:
"Если богатство финансовое не подкрепляется духовностью, это ведет к саморазрушению. Но когда человек совершает добро по отношению к другим людям, он создает предпосылку для того, чтобы тот, кому помогли, захотел помочь еще кому-то. Это создание первого звена в цепи. Механизм запущен…"
Специфика явления в том, что эффект гораздо шире и мощнее, чем это видно на поверхности. Благотворительность — показатель высокой степени развития социума. Надеюсь, в Абхазии созрели предпосылки для возвращения слова "меценат" в обиход.