Вечерний Сухум - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Последние новости Абхазии в материалах Sputnik Абхазия.

Директор вспомогательной школы: часто наши дети остаются не у дел

Вспомогательная школа в Сухуме
Вспомогательная школа в Сухуме - Sputnik Абхазия
Подписаться
О проблемах и о специфике работы единственной в Абхазии школы для детей с ограниченными возможностями рассказали сотрудники школы.

СУХУМ, 6 мар — Sputnik, Анжелика Бения. Сегодня единственная в Абхазии школа для детей с ограниченными возможностями приобрела современный вид и хорошо оборудована, возможности обучения расширились, однако часто наши выпускники остаются не у дел, сообщила корреспонденту Sputnik директор школы для детей с ограниченными возможностями Виктория Таркил.

В Абхазии
Первый школьный звонок прозвучал для 13 детей Вспомогательной школы

Таркил рассказала о специфике школы.

"Это общеобразовательная школа, не интернат. Просто у нас ограниченное количество предметов, потому что все-таки это коррекционная спецшкола для детей с ограниченными возможностями, у которых сложности в умственном и физическом развитии. В нашей школе есть специальная программа, у нас нет таких предметов, как физика, химия, астрономия, это то, чем мы отличаемся от других школ", – отметила директор.

По ее словам, в школе существует специальная студия, в которой занимаются наши дети вместе с детьми из обычных школ. Так дети спецшколы совместно с хореографическим ансамблем "Абырфын" организовали два спектакля. Таркил отметила, что творческое слияние детей помогает воспитанникам вспомогательной школы развиваться быстрее.

"Уже 15 лет как на базе школы организован музыкальный кружок для детей. Сегодня мы в год два раза проводим открытые мероприятия на сцене филармонии, у нас есть театрализованное, костюмированное шоу, также мы ставили спектакль "Буратино". Вся школа над этим работает. Все декорации, костюмы сделаны руками детей на базе школы. На уровне трудового обучения швейного дела наши дети подготавливают поделки для выставки, занимаются столярным делом. Трудовое обучение в нашей школе – основной предмет.  Наши дети это дело любят", – сказала Виктория Таркил. 

© Sputnik предоставлено Анной СеменовойВспомогательная школа в Сухуме
Вспомогательная школа в Сухуме - Sputnik Абхазия
Вспомогательная школа в Сухуме

Однако, по словам директора, воспитанники вспомогательной школы после окончания учебы сталкиваются с серьезными проблемами. 

"Дальше, конечно, возникает проблема. Ребенок оканчивает школу и выпадает из студии, в творчестве он уже не участвует. Хорошо, если он обзавелся семьей, но часто бывает по-другому, он остается не у дел. В массовых школах дети оканчивают одиннадцать классов под крылом своих родителей, вплоть до того пока они не окончили университет. А тут наши, особенные дети, многие из асоциальных семей, еще и после 9 классов, им по 15 лет и уходят в никуда", – добавила директор.

© Sputnik предоставлено Анной СеменовойВспомогательная школа в Сухуме
Вспомогательная школа в Сухуме - Sputnik Абхазия
Вспомогательная школа в Сухуме

Нана Таркил около 19 лет проработала директором Сухумской вспомогательной школы. На сегодняшний день она методист, дефектолог школы, со специальным образованием. По ее словам, сегодня выпускники спецшколы не выдерживают конкуренции на рынке труда.

"Мы сотрудничали со швейной, мебельной фабриками, но сегодня наших детей туда не берут. Когда были несложные технологические процессы, допустим – шить простыни, они работали, но сегодня многие из наших детей не могут трудоустроиться, так как рынок насыщен привозным товаром. Они могут устроиться няней, сиделкой, взять элементарные профессии, которые сегодня еще востребованы", – сказала она.

Сухумская школа для детей с ограниченными возможностями – специальная общеобразовательная коррекционная школа восьмого вида. Поначалу учебное заведение называлось "Школа для умственно отсталых детей", потом этот термин заменили. По словам Таркил, школа восьмого вида предусматривает обучение и воспитание детей с нарушениями психо-физического развития. Но так как в Абхазии нет других школ, первого, второго, третьего вида – для слабовидящих, слабослышащих детей, все обучаются в школе восьмого вида.

"На территории Абхазии на сегодняшний день мы — единственная функционирующая школа. Такая школа есть еще и в Ткуарчале, но, несмотря на то, что в этом районе есть дети с ограниченными возможностями, эта школа не функционирует. Родители не хотят пускать своих детей в такую школу, менталитет такой", – добавила методист.

По словам Таркил, бывают такие дети, которые попадают в массовые школы и в процессе обучения выявляется, что ребенок не усваивает программу, и такие дети попадают в спецшколу.

Отчетное собрание КБФ Ашана. - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Культурно-благотворительный фонд "Ашана" подвел итоги за 2015 год

"В нашу школу дети попадают по характеристике, по направлению психологов. Они проходят при нашей школе ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), очень квалифицированная, потому что в состав входят дефектолог, врач-психиатр, детский педиатр и логопед. Конечно, я могу поставить диагноз школьнику, но статуса юридического он не будет иметь, так как я не врач, а дефектолог. Если комиссия вынесла решение, что у ребенка присутствует отклонение в развитии, его зачисляют в нашу школу. Все на основании закона", – сказала Таркил.

Вспомогательная школа сотрудничает с благотворительными фондами Абхазии, такие как "Ашана", "Кармил". В школе работают кружки, "Рукоделие", "Умелые руки", студия рисования, кружок изучения абхазского языка и многое другое.

"Цель нашей школы – воспитать и адаптировать в общество наших учеников. Научить их не только читать, писать, решать элементарные математические задачи, но и приучить их к труду. У нас есть предмет "социально-бытовая ориентировка", по которой мы учим детей себя обслуживать. У нас очень большой профиль. Если в массовой школе важно четко знать предметы, взять золотую медаль и учиться дальше, наши дети на девятиклассном образовании и, если в силе, они могут взять какую-то специальность", – сказала методист, дефектолог вспомогательной школы Нана Таркил.

Сухумская вспомогательная школа для детей с ограниченными возможностями была открыта в 1974 году. Тогда школа была четырехлетней. Потом учебное заведение развивалось, и сегодня это девятилетняя школа, в которой работают дефектологи, психологи, психиатр, детский врач. Капитальный ремонт здания вспомогательной школы был осуществлен в феврале 2014 года. На сегодняшний день школу посещают 126 учеников. По словам директора школы, учебное заведение обеспечено кадрами и соответствует всем нормам вспомогательных школ.


Лента новостей
0