Sputnik, Владимир Бегунов.
Каждый модельер решает национальную тему по-разному. Диана Джинджолия шьет традиционные мужские абхазские костюмы. Заказы, по ее словам, поступают каждый день. На изготовление полноценного национального облачения уходит дней десять, цена в зависимости от сложности составляет 15–20 тысяч рублей. Пять лет назад таких заказов было вполовину меньше, рассказывает Диана Джинджолия, сейчас же к своей истории и традициям потянулась молодежь. Молодые люди в основном заказывают национальный костюм на свадьбу и День флага.
В 2014 году коллекцию национальной одежды создала нынешний министр культуры Абхазии Эльвира Арсалия. Она тогда заняла второе место на международном конкурсе “Этно-Эрато” в Москве в номинации “Лучший костюм народов Кавказа”. Эльвира Арсалия использовала старинный крой одежды и натуральные ткани, потому что (как рассказала она в одном из интервью) у них другая пластика, они иначе шуршат. Другой модельер – Мадина Чанба – использует элементы национальной одежды в современных европейских моделях. Как правило, это стилизованные пряжки и вышивки в виде орнамента. “Я создаю одежду для офиса, для повседневного ношения, – говорит Чанба, – в ней есть лишь детали народного костюма. Использую тафту и шелк, кованые застежки, которые и создают мотив модели”.
Все модельеры отмечают, что тяга к корням и национальной одежде сначала появилась у женщин, а потом уже и мужчины подтянулись. Сейчас одежду в стиле “этно" в Абхазии покупают и заказывают люди разных возрастов.
Подходы к работе с национальной темой у всех разные. “В Абхазии люди любят красиво одеваться, но чувствуется осторожность, – рассказывает самый эпатажный модельер Абхазии Мадонна Аргун, прославившаяся гламурными бурками и папахами с вуалью. – Не все могут решиться выйти с газырями, к примеру. Люди просто не понимают, что можно быть ультрасовременным и одновременно не забывать своих корней”. По словам Мадонны, из ее коллекции, включающей 34 бурки, было продано только три. Продолжать подобные эксперименты модельер не собирается. “Сейчас у меня коллекция пальто с чайками. Они лучше продаются, – говорит Мадонна Аргун. – Все-таки у нас женщины не настолько раскрепощены, чтобы выйти в свет в папахе, а вот в пальто – да. Чайка на нем – отчасти тоже символ Абхазии”.
Интересно национальную тему решает бренд “АБГА Clothing”, выпускающий толстовки со стилизованными газырями и красочные свитшоты (нечто среднее между свитером и рубашкой) с сочными рисунками фруктов.
Русудан Кобякова, владелица торгового бренда “Rusiko”, говорит, что только размышляет над коллекцией в национальном стиле. “У меня свое видение этой темы, – рассказывает модельер. – Я училась у Вячеслава Зайцева, и он нам говорил, что этностиль – самый сложный. Нужно не просто использовать элементы национального костюма в современной одежде, а переосмыслить их так, что бы это выглядело современно, гармонично и одновременно отсылало к корням. То, что можно и нужно использовать из абхазского национального костюма – это богатство тканей, красок”. Русудан обращалась к этой теме в 2012 году, когда шила костюм для Нины Найденовой, представлявшей Абхазию на международном конкурсе красоты.
Национальная тема в одежде все больше интересует абхазских модельеров. Каждый из них по-своему пытается решить ее, интегрировать в современность. У жителей республики расширяется выбор, а дальше – дело вкуса. Можно подобрать себе классический национальный костюм или эпатажную бурку, офисный пиджак с орнаментом или толстовку с газырями.