С олимпийской чемпионкой, заслуженным мастером спорта России Светланой Журовой о скандале с мельдонием говорила корреспондент Sputnik Регина Хохлова.
— Комментируя набирающий обороты скандал с мельдонием, министр спорта РФ Виталий Мутко заявил, что государство не может отвечать за все случаи применения допинга. Понятно, что спортсменов в России десятки тысяч, но ведь среди них есть те, кого целенаправленно готовят к международным соревнованиям, их не так уж много. Неужели нельзя строже контролировать именно эту группу атлетов?
— Мы сами не имеем права проверять спортсмена на допинг – сделать тест и посмотреть, есть ли в организме что-то запрещенное или нет. Перед выездом на Олимпийские игры Виталий Мутко не может просто сказать: так, ребята, давайте сдадим анализы, посмотрим, что там у вас в пробах. Это жесточайшее нарушение. Брать анализы может только WADA. Так что следить за тем, что съел спортсмен на завтрак или что он купил в аптеке, действительно невозможно. Мы узнаем о нарушении только после публикации результатов WADA.
Самим спортсменам необходимо быть аккуратней. Можно принимать только проверенные вещи. Даже если товарищ по сборной похвастался, что нашел новый чудо-препарат, который выводится из организма за короткий срок, сейчас, с новыми технологиями проверки на допинг, доверять можно только врачу сборной. Я могу вспомнить не один десяток случаев, когда спортсмен покупал биодобавку в аптеке, содержащую запретный компонент, однако в аннотации об этом не говорилось ни слова.
У врачей сборной только проверенные БАДы, их тестируют в лаборатории, прежде чем выписывать спортсменам. Многих поставщиков БАДов для сборных заставляют сертифицировать продукцию, документально подтверждать, что она не содержит запрещенных веществ. В случае положительной пробы с них можно спрашивать в суде.
— Как давно вам стало известно о введении мельдония в запрещенный список WADA?
— Об этом было известно уже в ноябре прошлого года. В профессиональных кругах это решение широко обсуждалось, все были удивлены, но понимали, что правила есть правила, никуда от них не денешься. Думаю, в Министерстве спорта РФ были уверены, что спортсмены сознательные люди, и немедленно прекратят употребление препарата. Возможно, Мария Шарапова не была предупреждена в связи с тем, что она живет за границей.
— Довольно странно, что препарат был запрещен 1 января 2016 года, но о том, что десятки спортсменов попались на его употреблении, стало известно только в марте. Современные технологии позволяют получать результат анализов очень оперативно. Почему 2 января мы не услышали имена спортсменов, у которых в крови обнаружили мельдоний? Для чего надо было ждать несколько месяцев и предъявлять публике "большой улов"?
— Это действительно странная ситуация. Седьмого марта была показана третья часть фильма о допинге в российском спорте, в которой подробно рассказывалось про милдранат. После этого каждый день, начиная с Шараповой, начали озвучиваться фамилии. Как тут не связать эти события, и не увидеть в них злой умысел? Хотя WADA и будет говорить про стечение обстоятельств, на мой взгляд, это странное совпадение.
Многие врачи изумляются, что милдронат назван допингом. Препарат никогда не был запрещенным. Напротив, его рекомендовали профессиональным спортсменам для восстановления после больших нагрузок. Иностранцы никогда не признавали мельдоний эффективным и не собирались продавать его у себя. Но когда увидели, что многие члены российских команд используют его как восстановитель, видимо, начали проводить исследования, о которых мы не знали, и обнаружили, что вещество выводится из организма достаточно долго, до семи месяцев: те, кто закончит принимать милдронат в ноябре, все равно попадутся в январе и феврале. К тому же препарат не имеет вкуса и запаха, его легко незаметно подмешать спортсмену. Если анаболики надо подмешивать в больших дозах перед соревнованием, чтобы добиться положительной пробы на допинг, то в случае с мельдонием нет разницы, употребил ли ты его вчера или месяц назад.
Даже если поймать за руку человека, который подмешал спортсменам препарат, привлечь его к уголовной ответственности невозможно. Что ему предъявлять? Какой аргумент выдвигать против него? Это даже не вредно для здоровья, в отличие от анаболиков. Практически все остальные препараты, включенные в запретный список WADA, наносят непоправимый вред. Как привлечь ЗА подмешивание мельдония, если это полезно, даже если употребить большую дозу препарата? Злоумышленник скажет: я хотел помочь ребятам – и выйдет сухим из воды.
Важно, что милдронат был дешевым по сравнению с аналогичными по свойствам препаратами. Есть много похожих продуктов, не по формуле, но по эффекту. Например, настойка золотого корня или женьшеня дает даже более мощный результат. Купить настоящий женьшень – дорогое удовольствие. Не каждый спортсмен может себе это позволить. Вводя мельдоний в запрещенный список, WADA заставляет спортсменов тратить больше денег на восстановление сил.
Даже если сейчас через суд докажут, что мельдоний запретили необоснованно, все мировое спортивное сообщество, как в том анекдоте, будет считать, что "ложки вернули, а осадок остался". В иностранной прессе вообще никто не объясняет, что такое мельдоний. Для обывателя название медицинского препарата звучит устрашающе, а если СМИ еще и упоминают его химическую формулу, всем начинает казаться, что это какая-то страшная субстанция.
— Высоки ли теперь шансы российских легкоатлетов попасть на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро?
— Все будет зависеть от обстановки в целом. Наши конькобежцы в отсутствии Кулижникова разозлились и здорово откатали финал Кубка мира. Я переживала, что ребята могут расстроиться и опустить руки. Неприятно, когда все показывают на тебя пальцем. Но они, наоборот, собрались.
Не любой из спортсменов может нанять адвоката. У Марии Шараповой уже есть хорошие зацепки для того, чтобы отстоять свою репутацию. WADA признала, что Международная федерация тенниса (ITF) заранее не включила мельдоний в свой список запрещенных препаратов. Думаю, Мария может ссылаться на это.
Уходить из карьеры из-за скандала с мельдонием – абсурд. Суды могут быть выиграны. Спортсмены, которых уличили в употреблении милдроната, вправе требовать "отсрочку" на полгода – время, за которое препарат полностью выводится из организма. Отсчитаем шесть месяцев с ноября и не будем брать во внимание всех, у кого в крови обнаружили мельдоний в это время. А вот после шести месяцев уже никаких поблажек не давать. Справедливо было бы поступить именно так. Думаю, спортсмены просто не знали о реальных сроках вывода препарата из организма.