СУХУМ, 16 мар — Sputnik. После 11 лет заключения в грузинской тюрьме Иосиф Кочиев с трудом узнает улицы Цхинвала и свой собственный дом, разрушенный войной 2008 года, сообщили Sputnik Южная Осетия.
Иосиф, которого друзья зовут Сосо, вместе с еще двумя осетинами в 2005 году был осужден грузинским судом на пожизненный срок "за соучастие в теракте на территории Грузии". Они вернулись на родину 10 марта, четверых граждан РЮО обменяли на восемь граждан Грузии, отбывавших наказание в Цхинвале и Сухуме.
"Город очень изменился. Первое что бросилось в глаза — это огромное количество машин. Когда я был здесь в последний раз, машин в городе было в разы меньше, и все знали, какая кому принадлежит", — говорит Сосо.
До того, как оказаться в грузинской тюрьме, он занимался автомобильным бизнесом, возил запчасти из Грузии, в основном из Гори, где у него жили родственники матери, и продавал их в Цхинвале. Представители силовых структур Грузии задержали его в Гори после того, как в Тбилиси был совершен теракт, взорвалась машина. Иосифа обвинили в соучастии в этом теракте.
В тот день он договорился встретиться с клиентом, но вместо него на встречу пришли другие люди. Иосиф предполагает, что тот самый клиент его и "продал".
Чтобы иметь повод задержать тогда еще 30-летнего парня, ему подбросили наркотики и сперва продержали три месяца в СИЗО. Ему предъявили обвинение в хранении наркотиков и лишь потом в процессе судебных разбирательств "всплыло дело о теракте".
"Незадолго до теракта, эту самую машину я купил в Тбилиси с другом, но потом мы ее перепродали. Я даже не знал, что в теракте была использована именно эта машина. Об этом я узнал уже после, когда мне предъявили обвинение, как соучастнику. Оказалось, что тремя днями ранее грузины задержали Георгия Валиева и Георгия Зассеева, которых обвинили в организации взрыва", — вспоминает Иосиф.
Судебный процесс над ними длился более года, в надежде хоть как-то повлиять на окончательный приговор суда Иосиф прошел все инстанции, но вердикт остался неизменным — пожизненный срок. Как последний шанс, он даже пытался обратиться в Страсбургский суд по правам человека, но и этот запрос был блокирован. Рассчитывать на справедливость после этого было трудно.
Физического насилия, чтобы выбить нужные признания, к ним не применяли. Не было таких случаев и когда они уже сидели в тюрьме.