Кино несерьезного человека
Мы сидим в студии, занимающей небольшую комнату в одном здании с Российским консульством в Абхазии. Чтобы попасть туда, надо пройти через три офиса. Здесь два компьютера, микрофоны, развешенные по стенам плакаты, постеры, фотографии… директор Вячеслав Аблотия и звукорежиссер Анри Гумба только что правили титры на экране, а сейчас мы вместе смотрим короткометражный фильм Вячеслава Андреевича "Старая кровать" — дипломную работу, снятую в 1979 году, в которой играл Кахи Кавсадзе – Абдулла из "Белого солнца пустыни".
Кавалер ордена "Честь и слава"III степени, Заслуженный артист Абхазской АССР, режиссер Вячеслав Аблотиа в 1989 году основал в Сухуме студию "Абхазфильм" и по сей день является ее бессменным директором.
— Это мой самый лучший фильм, – говорит Вячеслав Аблотия. – Сейчас я уже постарел и так снять не смогу.
— У вас есть сходство со стилем Параджанова, – говорю я.
— Да?— улыбается Вячеслав Андреевич. — Мы были с ним знакомы…
— Расскажите.
— Мы работали на одной студии. Он был очень общительным, постоянно шутил. Все удивлялись, как такой несерьезный человек умудряется снимать кино? Он постоянно устраивал перфомансы. Я был, как бы сейчас сказали, на его презентации фильма "Легенда о Сурамской крепости". Когда фильм только запускался в производство, чтобы показать руководству, как это будет выглядеть на экране, Сергей Иосифович установил декорации, собрал уже отобранных актеров в костюмах и разыграл фильм по сценам, как спектакль. Параджанов смотрел мои короткометражки, давал советы, когда я снимал в 1989 году на грузинской киностудии первый полнометражный фильм на абхазском языке “Сувенир” по сценарию Даура Зантария.
Дубляж классики
— Сколько сейчас человек на “Абхазфильме”?
— Немного. Вот, рядом сидит звукорежиссер Анри Гумба, есть еще отдел документалистики и телевидения, который ведет Тимур Квеквескири. Я сам основал студию в 1989 году. До этого работал на студии "Грузия-фильм", там снимал короткометражные фильмы, один полный метр. Здесь, уже на “Абхазфильме”, снял совместно с "Ленфильмом" полнометражную ленту “Колчерукий” по Фазилю Искандеру, короткометражки "Ноу проблем" и "Воспитатель" про пионерский лагерь. Делали мы еще фильмы Михаила Мархолиа “Свидетель”, "Война еще идет", “Не стреляй, Мадина”…
— Чем сейчас занимается студия?
— В основном дубляжом западных и российских фильмов на абхазский язык. Мы сделали дубляж трех десятков художественных и мультипликационных фильмов. Озвучивают у нас актеры Абхазского государственного драматического театра. Я сам отбираю фильмы, которые подходят по экспрессии для дубляжа на абхазский язык. Это русские мультфильмы, “Черная кошка, белый кот” Кустурицы, “Гладиатор” Ридли Скотта, “Оскар” с Луи де Фюнесом… Все это мы делаем по заказу Фонда развития абхазского языка. Кстати, в наших версиях Винни Пух и бременские музыканты поют по-абхазски. Это очень важная работа — таким образом привлекать молодежь к родному языку.
Кроме того, переводим мои фильмы в формат DVD, печатаем обложки дисков. Надо все снятое привести в приличное состояние. В интернет тоже выложим. Сейчас кое-какие мои работы там найти можно, но в плохом качестве. Их часто показывают по абхазскому телевидению, но как без русской аудитории? У меня в фильме “Сувенир” закадровый русский текст читает Александр Демьяненко.
Земля под студию
— А производством думаете заниматься?
— У нас сейчас есть в Пицунде 5 гектаров земли под студию. Денег пока нет, и сейчас это просто земля. Перспективы здесь могут быть только в сотрудничестве с Госфильмофондом России и создании совместной абхазско-российской съемочной базы. У нас уникальная природа, можно снимать и зиму, и лето одновременно.
— К руководству республики обращались?
— Несколько раз обращались, но чиновники часто меняются. Один пообещает, смотришь – на его месте уже другой.
— Сами снимать собираетесь?
— У меня есть сценарий фильма, который я очень хочу снять — “Минные поля”. Это история художника, ветерана войны, который предает творческое начало в себе и уходит в криминал… Весь вопрос опять же в финансировании.
— На питчинг (презентация кинопроекта с целью нахождения инвестора – ред.)“Киношока” не пробовали подать заявку? Там как раз продюсеры выделяют деньги на наиболее интересные проекты национального кино стран СНГ и Балтии.
— Надо попробовать. Это новое веяние, а вдруг…
Абхазский кинофестиваль
— У вас любопытная фотография на стене…
— Это с высших режисcерcких и сценаристских курсов, которые я закончил в 1981 году. Здесь Владимир Хотиненко, Иван Дыховичный, Юрий Мамин – это все мои однокурсники. Потрясающее время было. Как-то лекции у нас читал Андрей Тарковский. Мы его неделю не хотели отпускать, он рассказывал о своем видении профессии, о том, как работал над своими фильмами… Я закончил мастерскую Георгия Данелия. Он большое значение придавал сценарию, указывал на нелогичные ходы, сценарные “дыры”. Я его возил по Абхазии до войны, знакомил с республикой. Потом уже в послевоенные годы увиделись на “Кинотавре”, там показывали мой фильм “Колчерукий”. Сложное тогда время было, Георгий Николаевич даже деньгами помог…
— Вячеслав Андреевич, вам не кажется, что Абхазии не хватает своего кинофестиваля?
— Конечно! Три года он у нас был, назывался “Страна души”. Его президентом был Гоша Куценко, но с 2010 года он не проводится. Жаль, очень жаль. У нас вот диплом висит, в последний год вручили. Потом Николай Бурляев собирался здесь проводить свой “Золотой витязь”, но тоже не срослось. Госфильмофонд предложил идею учредить здесь новый кинофестиваль “Золотое руно”. Очень хорошая идея, вот только будет ли она воплощена в жизнь…