Рада Ажиба, Sputnik.
Сегодня мать, добровольно отдавшую свое дитя на воспитание в другую семью, мягко говоря, не поймут. Но в Абхазии XIX века такое было не просто нормальным, но и престижным. Это явление получило название "аталычество". Историки утверждают, что это слово имеет тюркские корни (аталык — отцовство, ата – отец)
В XIX веке отношения дворян и крестьян становились все теснее. О роли традиции аталычества в жизни абхазов рассказал доктор исторических наук Валерий Бигуаа.
"Социальное неравенство дворян и крестьян, имевшее место в других странах, в Абхазии было не столь сильно. Воспитание (аталычество) имело функциональное значение. Зачем нужно было аталычество? Для того чтобы дворяне и крестьяне стали ближе, чтобы могли защитить друг друга при необходимости. Воспитателя называли абадзеи, воспитанника — ахупха", — сказал Бигуаа.
Если в доме дворянина рождался ребенок, количество крестьянских семей, желавших взять его на воспитание, было очень большое. Однако дворянин отдавал своего ребенка на воспитание только в семью с хорошей родословной, имевшей почет и уважение в обществе.
Крестьянская семья, в которой воспитывался ребенок, была защищена, так как в их семье рос отпрыск дворянина. Когда дворянин отдавал своего ребенка на воспитание, он преподносил крестьянской семье колыбель, вещи, необходимые ребенку, и дойную корову.
Дворянский ребенок отдавался на воспитание сразу после его рождения, до того как он привыкал к своей матери. Если это была девочка, ее воспитывали до 16 лет, обучали всем домашним делам, учили традиционному поведению в обществе и в доме. Если воспитывался мальчик, то его обучали стрельбе, наездничеству, владению мечом до 18 лет. До тех пор, пока ребенок был на воспитании в крестьянской семье, он не виделся со своей семьей. Поэтому его возвращение домой становилось праздником.
"Молодого воспитанника, дворянина, разодетого, верхом на коне вели к своей семье. Крестьянской семье, воспитавшей ребенка, преподносили различные подарки. Дома для него устраивали большой пир. Бывали случаи, когда ребенок не оставался в родной семье, а возвращался в крестьянскую семью, где он был воспитан", — сказал он.
Валерий Бигуаа отметил, что традицию аталычества изучал русский офицер Федор Торнау.
В книге Федора Торнау "Воспоминания кавказского офицера" об аталычестве говорится: "У абхазов (черкесов) существует давний обычай не воспитывать дома детей знатного происхождения. Вскоре после рождения мальчика отдают обыкновенно на прокормление и воспитание в чужую семью до тех пор, пока он не подрастет и не научится владеть оружием. Весьма часто выбирают для этого совершенно другое племя. Принявший ребенка на воспитание называется "аталык" и приобретает все права кровного родства с семейством своего питомца. Этот обычай много способствует к примирению и к сближению между собою разноплеменных горских семей и обществ; а дети научаются говорить на чужих наречиях, что для них бывает весьма полезно при существующем на Кавказе разноязычии. Женщины заботятся с особенною нежностью о своих питомцах, которые тем сильнее привязываются к посторонним кормилицам, чем менее знают своих родных матерей".
Если в художественной литературе мы встречаем мысли о том, что аталычество было отрицательным явлением в жизни абхазов, от чего стоило отказаться, это, считает этнолог Бигуаа, в корне неверно, наоборот, оно как раз укрепляло единство народа, независимо от социального неравенства.