Анжелика Бения, Sputnik.
Гарри Сегалевич — методист по лечебной физкультуре. В свободное от работы время он охотится на пернатую дичь с легавой собакой. Охотник жалуется, что угодья в Абхазии испорчены.
"Охотник должен знать природу, должен уметь разбираться в дичи, должен знать, что летит, что бежит, что можно стрелять, что нет. Есть сезоны, и есть нормы, не все их придерживаются. Я прожил эту жизнь. Мой дядя и брат были охотниками. Я жил в этой среде, я общался с ними. Они мне и привили любовь к охоте", – сказал Сегалевич.
Охотник — это не добытчик
Охота, по словам Сегалевича, это общение с природой.
"В охоте с легавой главное — не знание мест и не умение стрелять, а взаимодействие с существом, взаимодействие с природой, ведь охотник — это не добытчик. Но не все охотники понимают это", – отметил Сегалевич.
Природа Абхазии — горы, дикий ландшафт — предоставляют любителям охоты изобилие пернатых, мясо диких животных. В Абхазии запрещена охота на особо охраняемых территориях: в заповедниках, зеленых зонах, национальных парках, в неубранных сельхозугодиях, а также в городах и в трехкилометровой зоне вокруг населенных пунктов. Нарушение правил охоты влечет за собой административную и уголовную ответственность.
Зимний охотничий сезон продлился в этом году до 20 марта, сообщил Sputnik председатель центрального правления Общества охотников и рыболовов Абхазии Хаджарат Квициния.
"В этом году утка подошла 1 января, приблизительно неделю удалось нормально поохотиться. К сожалению, многие охотники нарушают правила. Охотятся на запрещенных территориях, стреляют птиц на запрещенном расстоянии, после чего птица умирает и не достается охотнику", – сообщил Квициния.
Охота в горах
В горах Абхазии много серны, косули, кабанов. По словам Квициния, количество кабанов из-за африканской чумы значительно уменьшилось. Есть в горах много медведей. Туров и благородных оленей убивать запрещено, они занесены в Красную книгу. Из птиц есть кавказский горный улар, который тоже запрещен к добыче. Есть еще кавказский тетерев, охота на него разрешена.
Квициния отметил, что "нарушителей достаточно".
"Нет возможностей ни у нас, ни у государства контролировать. Нужна государственная охотинспекция с большими полномочиями, чтобы они могли применять штрафные и иные санкции по отношению к нарушителям, пока, к сожалению, этого нет. У экологов есть небольшой штат инспекторов, они работают по мере своих сил, но у них тоже недостаточное финансирование. Есть риск, что наши дети не увидят полноценную охоту и рыбалку", – с сожалением отметил Квициния.
Также председатель правления Общества охотников и рыболовов Абхазии напомнил, что 30 октября в Абхазии прошла уникальная акция. В Очамчырском районе выпустили на волю более ста кавказских охотничьих фазанов. Специально для этого птицы были закуплены в Краснодаре Обществом охотников и рыболовов при поддержке одного из коммерческих банков республики.
"Часто слышу, что фазанов видели то там, то тут. Но только на будущий сезон, когда они размножатся, мы увидим результаты. Сейчас пока они проходят адаптационный период, надеемся, что весной они дадут потомство. Пока будем мониторить, наблюдать за ними", – сообщил Квициния.
В древности абхазские охотники свято чтили правила, своего рода кодекс охоты. Бережное отношение человека к природе позволяло сохранять баланс в экосистеме.
Глава Госкомитета по экологии и охране природы республики Савелий Читанава сказал, что культуру охоты необходимо возродить.
"Наши предки придерживались моральным принципам в охоте, бережно относились к природе. Сегодня есть нерадивые охотники, которые безраздельно стреляют во все, что двигается, это не соответствует здравому смыслу", – отметил эколог.
По его словам, экологическое просвещение населения Абхазии желает быть лучше.
"Наше ведомство занимается разработкой концепции экологического воспитания общества. Этим процессом нужно заниматься в детском саду, в начальных школах, учебных заведениях. Мы должны сохранить нашу природу в таком относительно первозданном виде, в котором она досталась нам от предков, и сохранить природу для будущих поколений", – сказал Читанава.
"Лесной язык" абхазских охотников
Этнолог Сима Тарба отметила, что у абхазов охота выработала целый институт обрядов, ограничений и табу.
"У абхазских охотников есть даже свой "лесной язык". Условные названия имели животные, оружие, места охоты и окружающие предметы", – сказала Тарба.
К примеру, в словаре охотничьего языка абхазов встречаются такие слова как: абнала́ – лесная собака, то есть волк, алашарба́гасса – маленькие фонарики – звезды, ауа́мш – море людей – народ, ахы́баҟә – большая голова – сова, а́цаҧшь – искрящееся – солнце. Так как считалось, что звери понимают человеческую речь, эти и многие другие слова и правила, такие как укутывание ружья, употреблялись охотниками в лесу, чтобы не спугнуть бога охоты Ажвеипшаа и скрыть свои истинные намерения от преследуемой дичи.
По словам этнолога, существовали нормы поведения в местах охоты: охотникам запрещалось ссориться, сквернословить, пить спиртное, обманывать. Запрещалось купаться в реке в обнаженном виде. Не допускалось ходить на охоту в одежде с короткими рукавами.
"Никому и в голову не могло прийти убивать дичь просто ради забавы или больше, чем требовалось для семьи. Такими были правила национальной охоты абхазов, и сегодня их никто не отменял", – добавила Тарба.
В заключение этнолог добавила, что возрождение традиций, призванных регулировать взаимоотношения природы и человека, вне всякого сомнения, также будут способствовать улучшению экологической ситуации в республике.