Sputnik, Саид Барганджия
Еще в 1994 году, после открытия отдела технической ортопедии в Гагре, был объявлен конкурс на обучение техников-ортопедов. Сначала набрали четверых, среди них был и наш герой, на тот момент 17-летний Сергей Арутюнян.
Сергей проучился в Гагрской средней школе №2 до девятого класса. Потом началась Отечественная война народа Абхазии, естественно было не до школы. Сразу после окончания войны Сергей начал работать.
"После войны работал я в сапожной мастерской, имел дело с кожей и клеем. Потом работал с деревом", — рассказал техник-ортопед.
Он говорит, что в детстве особо не задумывался о том, кем видел себя в будущем, но точно никогда не мог себе представить, что будет создавать протезы и будет учить людей буквально заново ходить.
"Я от знакомых услышал, что Красный Крест набирает людей для того, чтобы научить их протезированию, вот и пошел, вначале нас было четверо, потом набрали еще семерых. Так и остался в этой профессии по сегодняшний день",- сказал Сергей Арутюнян.
Он вспоминает, что после войны в Абхазии было много инвалидов.
"На войне люди теряли руки, ноги. Ампутированных было очень много. Взрывные, осколочные и пулевые ранения. Работы было много, ее и сейчас много", — поделился техник-ортопед.
Работа на грани творчества и техники. По словам Сергея, к изготовлению каждого протеза требуется индивидуальный подход.
"Мы сперва изучаем пациента. У каждого своя история, но всех их объединяет желание снова встать и пойти. В этом мы и стараемся помочь. Это длительный процесс. Каждый человек по-своему привыкает к протезу. У кого-то уходит месяц, у кого-то год. Есть и те, конечно, их очень мало, которые так и не могут привыкнуть".
Он добавил, что протез осваивают, как правило, 95 процентов пациентов. Это зависит от возраста и, конечно, от общего состояния здоровья.
"Есть люди с ограниченными возможностями, которые не тренируют свое тело, и есть те, кто, несмотря на свой недуг, разминают тело, делают разные упражнения и в целом находятся в неплохой форме. Им, конечно, привыкнуть к протезу легче. У нас встречаются и те, кто по каким-то своим личным соображениям не хочет носить протезы, но таких мало".
По словам Сергея Арутюняна, на изготовление протеза в среднем уходит неделя.
"Это сложный процесс. Необходимо все просчитывать, подбирать и подгонять, учитывая индивидуальные особенности пациента".
К особенно важной части работы Сергея Арутюняна относится процесс работы с пациентом, который только начинает носить протез. Тут, помимо советов и упражнений с медицинской точки зрения, важно найти подход к человеку, важно не позволить ему отчаяться, важно научить его заново ходить.
Отдел технической ортопедии — это единственный в своем роде центр в Абхазии. Есть еще мастерская в Гале, в которой работает один техник, но он в основном специализируется на ремонте.
На сегодняшний день в отделе технической ортопедии обслуживается 900 человек. Для граждан Абхазии услуги центра бесплатные.
Как рассказал Сергей, у каждого человека своя непередаваемая реакция после того, как он становится и, опираясь на тренажер, делает свои шаги. Ведь есть и те, кто не передвигался без коляски или костылей по многу лет.
"Это сложно передать. Бывает, плачут, ну, конечно, в основном это женщины".
Сергей Арутюнян женился еще в 17 лет. Сегодня он отец троих детей и в свои 38 лет уже дедушка.
"Много разных людей встречаешь в этом центре. У каждого свое горе. Мы стараемся помочь с этим горем бороться".
Один из пациентов отдела крикнул мне в след.
"Эти ребята помогают нам пойти".
Эти ребята и, правда, помогают людям пойти, давая им шанс на полноценную жизнь.