Исследователи полагают, что нартский эпос начал создаваться в VIII—VII веках до нашей эры.
Имеющий̆ мифологическую первооснову, нартский эпос в художественной, фантастической форме рисует картину времен набегов и войн.
Эпос о героях Нартах широко распространен у абхазов, адыгейцев, кабардинцев, осетин и некоторых других народов Северного Кавказа. Много информации утратилось, много изменилось, но удивительно стойко сохранялась первоначальная идейно-художественная сущность эпоса, особенно это относится к абхазским сказаниям.
Многие образы, имена и сюжеты в национальных версиях эпоса почти идентичны: Сосруко — у адыгов и абазин, Сасрыква — у абхазов, Сослан (Созруко) — у осетин, Сосрук — у балкарцев, Сосурка — у карачаевцев, Сеска Солса — у чеченцев и ингушей.
Согласно абхазским сказаниям, нартская община состоит из ста собратьев и сестры, олицетворяющих собой весь народ. Всех родила одна мать Сатаней-Гуаша.
При всем сходстве с нартским эпосом других народов, особенно адыгейских, абхазские нартские сказания — это оригинальный фольклорный и культурно-исторический памятник.
В Абхазии есть учебно-научный Центр нартоведения и полевой фольклористики. Научную базу Центра составляют тексты, собранные для подготовки многотомного издания абхазского нартского эпоса, фольклорные материалы студенческих практик АГУ и экспедиций в Турецкую Республику, где проживает многочисленная абхазская диаспора.