СУХУМ, 15 апр — Sputnik. 19 апреля в Москве, в Российском институте стратегических исследований, пройдет ежегодная научно-практическая конференция "Стратегия России на Кавказе в контексте глобальных вызовов и угроз".
В целом российская стратегия на Кавказе – материя, вызывающая самые противоречивые трактовки. Элиты Южного Кавказа уверяют, например, что сегодня Россия планомерно действует, чтобы восстановить СССР. А эксперты, которые соберутся на конференцию, считают, что России в свете усиления глобальных факторов дестабилизации необходимо выработать четкий план внешних действий в Закавказье.
Один из видных участников конференции, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов анализирует ситуацию на Южном Кавказе в свете минимального влияния РФ на государственную политику стран региона.
Эксперт напомнил, что Кавказ редко когда был стабильным с точки зрения безопасности. Всегда были войны и внешние захватчики, превосходившие по силе государственные образования Кавказа.
"Были отдельные периоды Великой Армении или Большого Грузинского царства, ханств, которые располагались на территории сегодняшнего Азербайджана, – сказал Аждар Куртов. – Но были там и сельджуки, и османы, и войска шахского Ирана, и арабы, и Тамерлан".
Но помимо крупных внешних геополитических акторов, по мнению эксперта, было и еще одно обстоятельство, мешавшее спокойной жизни кавказских народов и стран.
"Внутренние проблемы самих кавказских народов не находили разрешения путем мирного существования между собой, – подчеркнул Куртов. – А отсутствие безопасности делало регион отнюдь не центром экономической жизни. Он оставался глубокой периферией. И в качестве периферии входил в состав империй – Османской, Персидской".
Ситуация поменялась, когда в этот регион пришла Российская империя. Именно она обеспечила безопасность и более эффективное экономическое развитие всем странам Кавказа. Россия, а затем СССР, по мнению эксперта, обеспечила период относительно мирного сосуществования. Но в конце 80-х годов произошло ослабление Советского Союза.
"В массовое сознание внедрили тезис «Хватит кормить имперский центр", – напомнил Куртов. – А потом Россия ушла. Причем в начале 90-х годов ушла не только из государств Южного Кавказа, но и фактически из субъектов Федерации на Северном Кавказе. Это привело к повторению того хаоса, который был до прихода Российской империи. Новые суверенные государства не смогли реализовать тезисы, собиравшие электорат на выборах рубежа 90-х годов".
Через 25 лет с момента распада СССР экономические показатели суверенных кавказских государств в большинстве случаев уступают российским, отметил эксперт. 25 лет страны прожили без указки Москвы, но уровня России не достигли. Может быть, прошлые оценки были не совсем правильными? И Россия не отбирала богатства, а наоборот, оказывала помощь, предложил задуматься эксперт.
"Признать это мало кто хочет, – сказал Аждар Куртов. – Тем более что у власти находятся люди, обязанные своей карьерой именно тому периоду, когда эксплуатировались эти самые тезисы. Даже Азербайджан – государство, богатое углеводородным сырьем, при падении цен на углеводороды испытывает экономические неурядицы".
Россия нашла в себе силы активизировать внешнюю политику, заявил специалист. Но поскольку каждое действие рождает противодействие, Россия столкнулась с агрессивной интерпретацией своей внешней политики в духе возрождения СССР.
Между тем, РФ предлагает множество новых проектов, далеких от политики, отметил Куртов: "Например, это – проект транспортного коридора "Север – Юг", который будет проходить через территорию российского Дагестана в Азербайджан и далее в Иран. Этот проект будет выгоден всем государствам – причем не только тем, которые лежат по трассе этого проекта, но и государствам, которые будут получать свою долю от товарооборота между Азией и Европой".
Времена поменялись, в регионе возникли глобальные угрозы – в частности, тень исламского экстремизма нависла даже над христианскими странами. В этих условиях надо иметь в виду, что на самом деле крупнейшее государство Кавказа – это Россия, подчеркнул эксперт. И она умеет жить с соседями в мире.