Премьера фильма Наура Гармелия в Государственном русском театре драмы в Сухуме собрала в понедельник 18 апреля около 600 зрителей (в зале 455 мест, но многие стояли в проходах), режиссер рассказал корреспонденту Sputnik Владимиру Бегунову, как снимался фильм и что он им хотел сказать.
Кино за двести тысяч рублей
— Наур, чем вы сейчас занимаетесь, учитесь, работаете?
— Оканчиваю Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Учусь в мастерской Сергея Снежкина (российский режиссер, актер, продюсер, Народный артист России. Его самые известные режиссерские работы – фильм "Похороните меня за плинтусом" и сериал "Белая гвардия" (по Булгакову – ред.). Кроме того, работаю ассистентом режиссера на "Ленфильме". Сейчас задействован на съемках биографического художественного фильма о казахском президенте.
— У вас кроме “Моста” есть другие работы, возможно, короткометражные? Где их можно увидеть?
— Нигде. Я снимал короткометражки во время учебы, но они очень слабы, и я не хочу их никому показывать.
— Как пришла идея фильма "Мост"?
— Это было учебное задание – снять безмолвный этюд на двадцать минут. Но сценарий, над которым я работал полгода, вырос в полный метр. Мы приехали в Абхазию, большую часть сцен сняли в моем родном селе Гуп Очамчырского района, часть – в Ткуарчале. Сняли за три месяца, и два года ушло на постпродакшн.
— Почему так долго?
— Мы в Абхазии не записывали звук, его делали на "Ленфильме", а там много проектов. Нас поставили в очередь, пришлось ждать. Когда подошел срок, мы не успели записать весь звук за отведенное время. Снова подали заявку, снова встали в очередь…
— Сколько стоил фильм и откуда деньги?
— Съемки обошлись примерно в двести тысяч рублей, их выделяли Министерство культуры, Госкомитет молодежи и спорта Абхазии, компания "А-Мобайл", были еще частные вложения. Оборудование и освещение предоставила студия "Леннаучфильм".
Отложенная телепремьера
— Премьера прошла, сухумчане фильм увидели, а когда он станет доступен для всех жителей Абхазии? Телевидение им заинтересовалось?
— Телепремьера будет не скоро. Права на "Мост" принадлежат "Ленфильму", его собираются еще отправлять на кинофестивали, ближайший – фестиваль студенческого кино в Германии. Когда закончится фестивальная судьба, тогда уже можно и по телевидению показать. Намечается ограниченный прокат в кинотеатре "Ленфильма". Сейчас подана заявка на получение прокатного удостоверения.
— В фильме снимались непрофессиональные актеры. Как вы их искали?
— Один профессиональный актер все же есть. Это Нури Джинджолия из Ткуарчалского театра комедии. В фильме он играет тракториста. Мальчика, главного героя, искали долго. Начали снимать с одним, но потом поняли, что он не тянет роль, и он и сам это понял. Расстались безболезненно и поехали по школам с кастингом. Аслана Хиба мы нашли в селе Баслаху. Он оказался очень талантливым парнем. Остальные герои – сельские жители Очамчырского района, они с энтузиазмом приняли идею фильма.
— Нет желания премьеру в Очамчыре устроить?
— Актеры и некоторые жители Очамчырского района приезжали в Сухум на премьеру. Я бы вообще фильм везде показывал, но не все от меня зависит. Пройдут фестивали, и все жители Абхазии смогут его увидеть по телевидению. В республике нет кинотеатров, и, думаю, телепоказ – лучший вариант.
Главный месседж "Моста"
— Почему приглашали именно непрофессионалов?
— Хотел в художественном фильме достичь эффекта документальности, как это было у Витторио Де Сика в "Похитителях велосипедов" и у Канэто Синдо в “Голом острове”.
— Где находится тот самый мост?
— За Ткуарчалом, рядом с шахтами. Мы сначала выбрали другой, более колоритный, но на нем было опасно снимать, а у нас не было никакой страховки. В результате работали на более безопасном мосту и выбирали ракурсы, с которых бы он казался пострашнее.
— Мост изначально был в сценарии, или вы его увидели и решили вписать в готовую историю?
— Мост был сразу. Сценарий переписывался двенадцать раз, и уже во второй редакции начал называться “Мост”. Я, как житель Абхазии, понимал, что нужный в республике найду, таких ветхих мостов у нас много.
— Какую главную мысль вы закладывали в "Мост"?
— Я хотел рассказать о людях, которые живут на вулкане между извержениями, и поставить вопрос, есть ли смысл налаживать жизнь, отстраивать города, если новое извержение все снова снесет? Эти извержения – войны.
Патриотизм и профессионализм
— Вы сейчас больше времени проводите в России, по окончании учебы собираетесь вернуться в Абхазию?
— Нет, наездами буду бывать. В Абхазии нет киноиндустрии, работать надо там, где есть возможность. Здесь можно снимать только без денег, но зарабатывать-то на чем-то надо! К тому же, как здесь делать профессиональное кино без оборудования, специалистов?
— Может, кинофестиваль в Абхазии мог бы изменить ситуацию?
— Возможно, но здесь двоякая ситуация. С одной стороны, о каком фестивале можно говорить, когда у нас нет своей киноиндустрии? С другой – кинофестиваль мог бы заложить ее основу. Я думал об этом, через двадцать лет после Второй мировой войны был взрыв в кинематографе — возникла французская "Новая волна", итальянский неореализм, шедевры советского кино. Абхазия тоже двадцать лет без войны. Сейчас это плацдарм для нового дыхания, национального кинематографа.
— Какое кино вы сами любите?
— Мне нравятся фильмы 1960-1970-х годов Тарковского, Куросавы, Феллини, Антониони, Скорсезе, Копполы. “Крестный отец”, на мой взгляд, — идеальная лента для всех. Хотя, говорят, что женщины ее не особо любят, но я в это не верю.