О том, чем приходится жертвовать ради любви, как приблизить душу к Богу и как соблюдать духовный пост, с иереем Матфеем (Тужба) в начале Страстной недели говорила Наала Авидзба.
— Цель и смысл нашей жизни – это спасение души. Мы посланы сюда Богом, мы его частица и все дети его. Но задача наша, находясь в физическом мире, в этой плоти и крови, в этой коже — заниматься духовным развитием, помимо интеллектуального. Пост – один из инструментов.
Воздержание, пост духовный и телесный. Можно воздерживаться от мяса и съесть всех вокруг себя. Ты воздерживаешься от гнева, злобы. Воздерживаешься от пищи – накорми голодного.
Мы находимся в гостях у иерея Матфея (Тужба) и слушаем рассуждения священника с лучистыми голубыми глазами, ясным, открытым взглядом и светлой улыбкой. После Вербного воскресенья отец Матфей отправился в предгорья, чтобы побыть там в уединении. Но нам повезло, он не отказал в нашей просьбе и по благословению иерея Виссариона согласился встретиться.
Праздников праздник
Христианская Абхазия готовится встретить Пасху, торжество торжеств, как еще ее называют. 25 апреля началась Страстная неделя в память о последних днях земной жизни и страданиях Иисуса Христа. Это время наиболее строгого поста перед Пасхой.
— Страсть – церковнославянское слово, ничего не имеет общего с современным значением. Означает страдание. Это последняя неделя, предшествующая празднику. Пост строгий, первая и последняя неделя глубоко строгие. Есть верующие люди в очень большом возрасте, кому за 70-80 лет, есть беременные женщины, есть перенесшие болезни, операции. К ним, конечно, снисхождение. Но мясо в моей практике никто из числа моих прихожан не вкушал.
Во время поста усиливаются уединение и молитвы в жизни человека, а вот телевизора становится меньше. Соприкосновение с внешним миром сильно отвлекает, внешняя суета отнимает много сил и здоровья, говорит отец Матфей.
— Первые недели связаны с покаянием. Мы настолько несовершенны, что иногда не понимаем, как мыслями, словами, поступками вредим и человеку, и природе, и даже беспокоим самого Господа нашими проблемами. Когда человек начинает это понимать, он меняет свои мысли, желания, поступки и старается соответствовать тем нормам, которые дает Господь.
Особое значение священнослужитель отводит исповеданию. Сам Матфей вместе со своей семьей исповедуется у другого батюшки.
— Мы несовершенны. Но в церкви есть таинство исповеди. Без этого невозможно. Это все равно что работать, трудиться, ходить весь день и не принять душ. Или ходить в одной одежде и не стирать ее. Так же как мы ухаживаем за телом, и за душой нужен свой уход.
Дорога к Богу
— Нужно нести божие слово, но практика показывает, что не все еще созрели. Одни проходят через большие страдания, кто-то проходит через болезни. А иногда – через военные события. Они выводят человека к пониманию иного мира, — говорит священник.
— А через что-то хорошее, доброе не может человек прийти к вере?— интересуюсь я мнением Матфея.
— Человек ленится, ему бы посидеть на диване. Чтобы разбудить человека, попускаются многие вещи. Это лекарство. Без него он не сможет встать на путь к Богу. Основная заповедь – любить господа и любить друг друга. Но любим ли мы Господа? Любим ли мы природу, его творения? Любим ли мы друг друга? Он сотворил эту землю, животный и растительный мир. У нас такая красивая природа. Но нам поручено за ней следить. А что у нас? Экологические проблемы, проблемы мусора, загазованность. В мире почти не осталось чистой воды.
Мы должны следить за территорией, данной нам Господом. Мы живем ложными истинами, ценностями. Наша задача – развиваться, учиться, мы пришли жить и познавать Бога в себе и вокруг себя. Научиться его любить, быть ему послушным, встать рядом и помогать. Это как в семье, родители и дети.
Начать с малого
— Какие советы вы даете прихожанам во время поста?
— Советуем больше читать Евангелие, о тайной вечере, предании на суд, страдании, распятии и воскресении.
— А как быть тем, кто не читает духовной литературы совсем?
— Очень жаль, будем молиться, ждать, вести миссионерскую деятельность. Насильно ничего невозможно сделать, если человеку это пока неинтересно, он пока живет личным эгоизмом. Ему хочется много поесть-попить, а потом еще поразвлекаться. Это никогда не кончается. Так можно всю жизнь потратить на страстные желания. Это будет большая трагедия и гибель человека. Человек – существо духовное. Господь заботится о нашем духовном спасении. Он не смотрит на нас с точки зрения материального тела и наших страстей. Рано или поздно каждая душа должна повернуться к Господу. Невозможно без любви. Любовь есть жертва. Чтобы любить надо собой жертвовать. А человек никогда не хочет пожертвовать своим эгоизмом.
— Жизнь людей всегда занята работой, повседневными делами, заботами. Что можно делать, чтобы совместить привычную суету с тем, что необходимо делать в пост?
— Я говорю своим прихожанам, давайте вы сделаете что-то одно. Допустим, есть в приходе медсестра. Я ей говорю, вот вы по утрам собираетесь пить кофе и осуждаете, обсуждаете кого-то. Воздержитесь. А другой любит много говорить. Давай сделаем так чтобы ты меньше говорил, скажу ему. А другой наоборот – слова не вытянешь. Научись говорить, выражать свою мысль четко, будет ему совет.
У нас первая проблема в многословии, осуждении. Мы сразу готовы осудить человека и даже не осознаем, как это больно. А когда пройдет время, вы не сможете это сделать. Вы почувствуете, как вы отравились, как бывает отравление организма от некачественной пищи. С практикой этой приходит. Максимально воздерживаешься. Человек растет, но рост – дается большими испытаниями. Конечно, будет послан экзамен, проверят веру, терпение, мудрость, воздержанность в слове.