В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте. Главный праздник православия был установлен и праздновался еще в апостольское время.
Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" ("проходит мимо") — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными.
Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".
В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу.
Воскресение Иисуса Христа свидетельствует о Его Божественном происхождении. Воскресение сделало явной славу Его Божества, сокрытую до того под покровом уничижения, смерти на кресте. Воскреснув из мертвых, Иисус Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей.
С апостольского времени Пасхальное богослужение совершается ночью. Незадолго до полуночи служится Полунощница, на которой священнослужители подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа), относят в алтарь и кладут на престол, где она остается в течение 40 дней до дня Вознесения Христова. В полночь прихожане во главе с настоятелем храма совершают крестный ход. За этим следует служение Пасхальной утрени, которая переходит в Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. На Пасху верующие, соблюдавшие пост и прошедшие исповедь, проходят Таинство Причастия.