СУХУМ, 5 мая — Sputnik. Глава российского МИД Сергей Лавров в интервью рассказал о том, как развивается ситуация с урегулированием в Сирии.
Министр также сообщил о попытках включить в перемирие в Алеппо позиции террористической группировки "Джебхат ан-Нусра" и обозначил перспективы межсирийских переговоров в Женеве.
Перемирие
Главным вопросом сирийской повестки дня остается перемирие в стране. С 27 февраля вступил в силу режим прекращения огня. В течение последних нескольких дней "режим тишины" действует в пригороде Дамаска — в районе Гута, а также в Латакии.
Глава МИД России выразил надежду, что перемирие в Латакии и Восточной Гуте станет бессрочным. При этом он подчеркнул необходимость сделать все для того, чтобы вступило в силу перемирие в Алеппо, где в течение недели продолжаются массированные минометные и ракетные обстрелы города со стороны боевиков.
При согласовании перемирия в Алеппо США пытались включить в него позиции "Джебхат ан-Нусры", но это предложение удалось отклонить как неприемлемое, рассказал министр.
"Когда шли переговоры, наши американские партнеры все-таки пытались определить границы вот этой зоны тишины таким образом, чтобы захватить значительную часть позиций, которые занимает "Нусра". Это в итоге удалось отбить, это было абсолютно неприемлемо. Но это наводит на мысли, что кто-то хочет использовать американцев, я не верю, что это в их интересах — выгораживать "Нусру", но кто-то хочет использовать американцев для того, чтобы вывести "Нусру" из-под удара. В этой связи я, конечно, не могу не упомянуть то, о чем я уже сказал: об имеющихся сведениях о неблаговидных связях турецкого руководства с ИГИЛ и с "Нусрой" (обе группировки запрещены в РФ – ред.)", — сказал Лавров.
Глава МИД констатировал, что желающих сорвать перемирие в Сирии немало. Лавров отметил, что создание совместного российско-американского мониторингового центра в Женеве позволит в реальном времени контролировать режим прекращения огня.
"Конечно, после того как наши Воздушно-космические силы начали работать по контрабандистам, после того, как вслед за нами американская коалиция стала наносить удары по тем, кто занимается контрабандой нефти, этот поток снизился, но он все еще сохраняется. И подпитка террористов за счет этой контрабанды идет", — сказал он.
Лавров также сообщил, что в обозримое время может быть созвана министерская встреча Международной группы поддержки Сирии (МГПС), ее главная цель – проанализировать выполнение принятых ранее решений, одобренных в виде двух резолюций Совета Безопасности ООН.
О попытках силового решения
В Москве считают неприемлемыми попытки пытки сорвать перемирие в Сирии и перевести ситуацию в русло силового решения, отметил глава российского МИД. По словам Лаврова, у него возникает впечатление, "и тому есть подтверждение в виде пока еще непроверенных сведений", о том, что группировки умеренной оппозиции "специально остаются на позициях "Джебхат ан-Нусры", чтобы саму "Нусру" не трогали".
"Если это так, тогда понятны постоянные оправдания американцев, почему они еще не могут сделать то, что обещали – вывести "хороших" оппозиционеров с позиций "Джебхат ан-Нусры". Наверное, ставка делается теми, кто поддерживает "Нусру", чтобы сорвать перемирие и сделать все, чтобы перевести ситуацию в русло силового решения. Это будет категорически неприемлемо", — заявил министр.
Что касается возможности военного вторжения в Сирию, такое развитие событий будет означать прямую агрессию, отметил он.
"Конечно, призывы к военному вторжению звучат, но для того, чтобы этого не допустить, а это будет прямой агрессией, надо воспитывать тех, кто такой вариант пытается продвигать. Но я не думаю, что у них есть хоть какое-то обоснование, хоть какой-то предлог даже, потому что перемирие все-таки укрепляется", — сказал Лавров.
Отвечая на вопрос о возможности наращивания группировки российских ВКС в Сирии, Лавров отмел предположение, что такое решение зависит от обстановки. "Во-первых, мы не хотим допускать срыва перемирия. Во-вторых, это гипотетический вопрос, решения о нашем пребывании в Сирии принимаются в зависимости от реальной обстановки на земле. Обстановка сейчас значительно укрепилась и эволюционирует в правильном направлении. Хотя, повторю, есть желающие это перемирие подвергать испытанию", — сказал министр.
По его словам, Москва сомневается, что кто-либо решится на проведение наземной операции в Сирии в свете присутствия там Воздушно-космических сил РФ.
Переговоры в Женеве
Одним из ключевых вопросов урегулирования в Сирии остаются переговоры в Женеве. По мнению главы российского МИД, они могут возобновиться уже в мае, а в ходе очередного раунда могут быть сформулированы направления дальнейшей дискуссии. При этом в Москве считают, что пока не удастся выйти на прямой диалог различных политических сил страны.
"Наверное, это будет по-прежнему еще непрямой диалог, хотя ясно, что приступить реально к работе можно, только когда все сирийские стороны соберутся за одним столом переговоров. Пока для этого условия не созрели, прежде всего в силу того, что этот Высший комитет по переговорам, сам себя таковым провозгласивший, очень сильно капризничает под дурным влиянием внешних спонсоров — прежде всего, Турции. Это совершенно очевидно, все это знают", — сказал Лавров.
По его словам, Турция "в одиночку блокирует присоединение полноценное к переговорному процессу" Партии демократического союза — одной из крупнейших курдских партий, которая "и с террористами борется, и большую территорию контролирует в Сирии".
В Москве считают, что выходу на прямой диалог на переговорах мешают и "капризы Высшего комитета по переговорам" сирийской оппозиции.
"Надо, чтобы эти оппозиционеры, которые называют себя ВКП, прекратили саботаж и строго руководствовались тем, что написано в резолюции: что сами сирийцы должны сесть за стол и определить судьбу своей страны",- сказал Лавров.
"Это записано в решениях Совета Безопасности, поэтому, когда кто-то начинает капризничать и говорить: "Я не буду ни с кем разговаривать, пока Асад не уйдет" — значит, те, кто финансирует, содержит, покрывает этих оппозиционеров, должны заставить их либо выполнять то, о чем договорились, либо должны сами стать объектом очень жесткой критики и воздействия со стороны тех, кто может на них повлиять", — отметил он.
"Чего-чего, а от своих союзников по НАТО потребовать выполнять принятые резолюции, в которых ясно сказано, что в переговорах должны участвовать все сегменты сирийского общества, это, я думаю, вполне по силам Вашингтону. Как и по силам выполнить давно обещанное нам действо, а именно — размежевание так называемой "умеренной оппозиции", которую они поддерживают, "Джебхат ан-Нусры" и ИГИЛ. В основном — "Джебхат ан-Нусра", поскольку она вокруг Алеппо занимает позиции, в которые вкраплены отряды так называемой "умеренной", "хорошей" оппозиции, которую опекают американцы", — добавил министр.
Неделю назад в Женеве завершился очередной раунд межсирийских переговоров. Делегация Высшего комитета по переговорам (ВКП) оппозиции Сирии приостановила свое участие в процессе, мотивируя это тем, что Дамаск должен прекратить боевые действия в Алеппо, снять осаду с населенных пунктов и обеспечить доставку гуманитарной помощи нуждающемуся населению.
Роль Турции
Касаясь роли Анкары в развитии ситуации в Сирии, Лавров отметил, что Москва усматривает в действиях турецких властей "неоосманские устремления".
"В действиях Турции, а они главные зачинщики всех этих разговоров о зонах безопасности, "плане Б" и прочих агрессивных устремлений, можно ведь усмотреть такие экспансионистские мотивы не только в отношении Сирии. По-прежнему турки находятся в Ираке, имея там военный контингент без согласия и вопреки требованиям иракского правительства законного, заявляя при этом, что они туда ввели свои войска для того, чтобы укрепить суверенитет и территориальную целостность Ирака", — сказал он.
По мнению Лаврова, США прекрасно понимают, что Турция может дестабилизировать еще больше ситуацию в Сирии. По словам министра, "как они говорили: он, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын".
"Они так про своих друзей, которые не славились хорошим поведением, регулярно говорят. Чувствуется, что сор из натовской избы им не очень хочется выносить, хотя это большая проблема", — отметил глава МИД РФ.