О своей коллекции абхазских народных игрушек и о том, какими были абхазские игрушки, рассказала в интервью корреспонденту Sputnik Абхазия Анжелике Бения историк, археолог Диана Ахба.
— Вы не раз уже вывозили свою коллекцию абхазских игрушек на различные музейные выставки. С чего все началось? Как собиралась коллекция?
— На стыке XX и XXI века мне захотелось посмотреть, какими игрушками играли наши бабушки и дедушки, изучить и восстановить их. Я начала искать. Написала маленький проект. Однако найти даже советские игрушки, которыми играли наши мамы, было проблемно. После того как закончилась война, когда создали Центр гуманитарных программ, где я работала, я написала этот маленький проект, в Центре эту идею поддержали.
В первом моем проекте были только куклы. Конечно, в приоритете были абхазские национальные. Я начала поиски, найти их было невозможно. Не думала, что столкнусь с такой проблемой в начале работы.
Я ездила по Очамчырскому, Гудаутскому району, спрашивала у местных жителей, не знают ли они тех, кто делает абхазские игрушки. Мне отвечали, что сами делают или же знают, кто этим занимается. Первый вопрос у всех был, а зачем тебе, такой большой, куклы? Я объясняла, что это часть нашей материальной культуры, что это нужно восстановить.
Игрушками вообще всегда были предметы быта, только в миниатюрной форме. Местные мастерицы говорили мне, что делаются абхазские куклы легко. Одна женщина, используя старые ткани за 15 минут изготовила мне куклу. Делали мне игрушки только из старых тканей. Я заходила в разные дворы наугад, и мне часто везло. Так я работала в одном районе, потом в другом и уже нашла своих мастеров. Все игрушки сделаны в основном людьми преклонного возраста.
— А что было после завершения первого проекта?
— У меня была выставка в музее, были три витрины. Одна витрина советских кукол и две витрины национальных. Когда я была в Питере с выставкой в Санкт-Петербургском музее игрушки, мне сказали, что мои экспонаты считаются старыми игрушками, так как изготовлены теми, кто это делал в детстве.
Потом у меня был второй маленький проект, в который вошли игрушки для мальчиков и для девочек. В первом проекте были игрушки для девочек. Дальше я увлеклась этим делом, и сегодня у меня в коллекции более 150 игрушек.
Уже 16 лет этим занимаюсь. Родители много помогали, подсказывали. До сих пор пытаюсь восстановить некоторые игрушки, но, к сожалению, изучено пока только 30%. Много сел еще нужно посетить, предстоит большая работа впереди. Люди, с которыми я работала, преклонного возраста, к сожалению, многих уже нет в живых. Нужно, не теряя времени, ездить по селам, находить людей, которые знают и помнят, как делались народные игрушки.
Еще было бы неплохо, если бы был детский центр или музей игрушки, чтобы детям абхазские игрушки были доступны.
— А найти советские игрушки не было проблемой?
— Это тоже было проблемой. У меня была всего одна витрина советских игрушек, в ней были куклы 30-х годов, новогодние игрушки 20-х годов, игрушки 50-х и 60-х годов. Потом я поняла, что сложно восстановить именно абхазскую народную игрушку, полностью перешла на это дело и советскими уже не занималась.
— Чем абхазские национальные игрушки отличаются от тех же советских?
— Отличаются во многом. Абхазские народные игрушки делались из подручного материала. 96-летняя сестра моей бабушки изготовила мне куклу, глаза, носик и ротик она сделала из камешков. Она сказала мне, что лица куклам раньше не рисовали. Так как считалось, что у мастерицы могла быть плохая аура или энергетика, что могло передаться кукле, а после и хозяйке этой куклы. Глаза куклам рисовались точками из угля или камешками.
Раньше была богатая связь с природой. Глина — это самое старое, что есть в моей коллекции. Куклы делались еще из фундуковых прутьев, использовали также грецкий орех, шерсть животных, кукурузу — из початка, из кожуры, из рыльца, использовалось все, ничего не выбрасывали. Еще были игрушки из листьев лаконоса. Было много игрушек из растительного материала.
— Но получается, что такие игрушки недолговечны, сезонные, грубо говоря…
— Из листьев — да, а из фундука и кукурузы куклы долговечны. Когда я была в Питере с выставкой, этим игрушкам очень удивились. Посетителям понравились именно куклы из листьев. Они говорили, что это необычно, и такого раньше они не видели. Говорили, что жалко, что нельзя ли покрыть их лаком, чтобы они были долговечными.
— Получается, что раньше дети не только играли такими игрушками, но еще и участвовали в создании своих игрушек, многие сами их изготавливали, пусть даже примитивные. Чему учат такие игрушки?
— Есть куклы для девочек, есть куклы для мальчиков. С помощью кукол, таких как деревянные люльки, матрасы, девочки готовились стать будущими домохозяйками, мамами. У мальчиков, естественно, были свои игрушки, домики, которые крыли папоротниками, сеном, они тоже были из растительного материала. Игрушка для ребенка – это не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир.
— Как современные дети относятся к таким игрушкам?
— Рядом со мной живут мои племянники, дети моей племянницы и дети моей сестры. Они первые, на ком я пробую игрушки. Дети в восторге и хотят играть только абхазскими игрушками.
У меня есть конусообразный, плетеный домик, в котором есть очаг, стол, котелочек. Есть куклы для мальчиков, куклы в образе мужчин, миниатюрные животные из дерева, из глины. Есть еще лошади, женское и мужское седло.
Мальчикам с детства на игрушках показывали как правильно седлать коня и себе, и девушкам. Женщины были прекрасными наездницами, но сами не седлали своих лошадей. Это мне подробно один старик рассказывал, Куджба из села Дурипш. Он сделал мне коня с мужским седлом и коня с женским седлом, точь в точь, только в миниатюрной форме. В коллекции есть еще палки-посохи, лук и стрелы, мячики из шерсти животных. Все это очень познавательно.
— Над каким проектом вы сейчас работаете?
— В рамках совместных проектов, осуществляемых на основании договора о сотрудничестве между Академией Наук Абхазии и АНО "Алашара", в настоящее время я работаю над небольшим проектом "Абхазо-абазинская народная игрушка".
— Помимо абхазских игрушек, как я знаю, у вас еще есть и сувениры, которые созданы на основе национальных игрушек.
— Да. Изучив народные игрушки, я вывела 15 игрушек, которые могут быть сувенирами. Это мячики, обтянутые кожей, маленькие палки-посохи, серебряные и медные котелочки, куклы в национальном одеянии из овечьей шерсти, есть три вида абхазских домиков, деревянные быки, арба и так далее.
— А что не так с сувенирами, которые сегодня предлагают туристам в Абхазии?
— Такие сувениры не только напоминали бы туристам об Абхазии, но и рассказывали бы о традициях страны, знакомили бы с ее культурой. Это же что-то новое, необычное. К каждому сувениру есть подробное описание ее истории и значения. К примеру, котелочек с надочажной цепью, к ним есть описание того, какую роль играет очаг у абхазов, в каком виде должна находиться цепь и почему ее нельзя было трясти. К каждому сувениру есть своя предыстория.