Sputnik, Анжелика Бения.
В культуре абхазов детским играм и игрушкам придавалось большое значение. У каждой игрушки была своя специальная "миссия".
Уже издавна существовало деление на игрушки для мальчиков и на игрушки для девочек. Это было связано с будущей ролью в семье и обществе.
Игрушки для девочек
Большой популярностью пользовались куклы из листьев лаконоса. Куклы также делали из кожуры, початков либо стебля кукурузы. Были игрушки из метлы, фундуковых палочек. Куклы лепили из глины, воска, вырезали из дерева, шили из кожи животных и тканей — в основном из хлопка и шерсти.
Рисовать глаза, по словам историка Дианы Ахба, считалось плохой приметой, так как если рисовавший был с плохой энергетикой, это отрицательно могло сказаться на детях во время игр. Глаза, нос и губы кукол делали из маленьких камешков.
"Наиболее распространенной игрушкой для девочек была тряпичная кукла. Остов куклы делается из ткани, тщательно обтягивают лицо белой льняной материей, волосы делались из конского хвоста, кукурузных рыльцев и ниток. Иногда головы куклам делали из грецкого ореха, который потом обтягивали тканью", – сказала Ахба.
Для девочек специально изготавливались игрушечные колыбельки с матрасом и подушечкой, с разноцветными ленточками, матрасы набивались листьями самшита. Колыбельку украшали астральными символами и растительными узорами. Изготавливались также миниатюрные виды домашней утвари.
Игрушки для мальчиков
Мальчики строили детские водяные мельницы у реки. Обычно они были деревянные, иногда делались из кукурузного стебля.
"Военная подготовка мальчиков начиналась с раннего детства. Все это было направлено на то, чтобы воспитать в них смелость, ловкость, выносливость, умение пользоваться разными видами оружия. Для этого изготовлялись деревянные мечи, щиты, различные метательные орудия – пращи, лук со стрелами, мячи из конских или бычьих волос, иногда обтянутые кожей", – рассказала историк.
Старшие вырезали для детей игрушки из дерева или лепили из глины фигурки лошадей с женскими и мужскими седлами, уздечками и плетью. Таким образом, уже с малых лет мальчики через игрушки узнавали, как нужно седлать коня и как ездить верхом.
Девочек тоже с детства учили ездить верхом и стрелять из разных видов оружия. Их обучали красиво и грациозно сидеть на специальном женском седле. Для девочек также мастерили особые плети, которые были чуть меньше мужских.
И для девочек, и для мальчиков изготавливались свистульки из дерева и глины, а также миниатюрные музыкальные инструменты.
Обрядовые куклы — "люди дождя"
Диана Ахба отметила, что большой интерес представляет и то, что на протяжении многих веков куклам приписывались магические свойства. Во время обряда "дзиоуа" у абхазов кукла имитировала жертвоприношение Божеству Воды, для того чтобы вызвать дождь.
По словам Ахба, во время засухи такой обряд совершается во многих селах Абхазии и в настоящее время. Особенно популярны они в Гудаутском районе — в селах Ачандара, Аацы, Абгархук.
"В проведении обряда участвуют в основном женщины, они обращаются к Божеству Воды с песней: "Дзиоуа, дзиоуа. Дочь нашего господина пить хочет. За воду ее отдаем. За малое не дадим. А за большое дадим" — и пускают в воду куклу "дзиоуа". В день проведения этого обряда обычно к вечеру погода меняется", – добавила она.
"Обрядовые куклы-лекари"
У абхазов также существовали обрядовые куклы для лечения болезней.
По словам Ахба, когда человек попадал во власть Божества Земли, (у него появлялась слабость, отнимались ноги) его родственники считали, что земля не отпускает его. Для исцеления такого больного устраивали моление "Царице земли".
"Этот обряд устраивали на чистом участке усадьбы, куда редко заходили люди и скотина. Для проведения обряда приглашали молельщицу – "чистую" женщину, она готовила большой чурек с сыром из кукурузной муки и обращалась к "Царице земли" с просьбой освободить больного и исцелить его", – рассказала Ахба.
При этом из фундуковых прутьев делали куклу в человеческий рост. Одевали ее ярко и хоронили ее вместо больного. В то время, когда куклу несли хоронить, молельщица начинала кричать как на настоящих похоронах, а больного уносили на руках присутствующие родственники, при этом он не должен был оборачиваться назад.
В некоторых селах Абхазии, по словам Дианы Ахба, подобный обряд еще сохранился.
По словам историка Ахба, куклы, изготовленные в 30-х годах прошлого века, были гораздо примитивнее и безрадостнее, чем в 20-е годы, поскольку они отражали период репрессий, во время которых зачастую детям жилось несладко.
"Я встречалась с пожилыми женщинами, которые были детьми в те годы, и они подтвердили, что у них не было свободного времени, чтобы играть и мастерить куклы – им приходилось работать в поле. Поэтому, глядя на куклу, надо помнить, что она хранит в себе историю тех, кто ее делал", – отметила она.
Сегодня Дианой Ахба подготовлена для детей иллюстрированная книга "Абхазская народная игрушка". Историк планирует проводить выездные лекции с народными игрушками в детские сады и школы-интернаты Абхазии.
С 2003 года в городе Сухум были организованы и проведены две выставки игрушек, в 2007 году выставка абхазской народной игрушки была организована в специализированном Санкт-Петербургском музее.