Наала Авидзба, Sputnik
В прошлом году сотрудникам компании "А-мобайл" удалось отыскать первый служебный автомобиль Владислава Ардзинба. Он начал ездить на нем после того, как стал председателем Верховного Совета Абхазской АССР. На реставрацию найденного в Галском районе автомобиля ушел целый год. После этого "Волгу" передали в Музей Боевой Славы имени первого президента.
С первого взгляда
"Волгу" 24-10 бежевого цвета для Владислава выбрал его первый водитель Сосо Каджая.
— Владислав Григорьевич стал председателем Верховного Совета Абхазии. Весь обкомовский гараж перешел к Абхазии. Он сказал мне, посмотри какую-нибудь машину, чтоб мы могли ездить.
Когда я увидел эту машину, она мне пришлась сразу по душе. Полный гараж машин был, около 20 автомобилей. "Волги" были 31-02, правительственные. Но мне понравился именно этот автомобиль. Владислав Григорьевич не любил машины черного цвета. В черных машинах решают черные вопросы, говорил он. И не любил он черный цвет вообще, — рассказывает Сосо Каджая.
Модель автомобиля не имела значения для Владислава Ардзинба, отмечает его водитель. Она была для него просто средством, необходимым для работы.
Военный случай
Во время грузино-абхазской войны грузинская сторона организовала покушение на убийство Владислава Ардзинба. На территорию Гудауты залетел грузинский самолет:
— Они знали, когда мы едем на обед и во сколько останавливаемся на площадке перед домом. Мы ехали туда на нашей "Волге", и по дороге Владислав Григорьевич сказал: "Давайте заедем в штаб". Мы заехали. И пока он туда поднимался, то место, куда мы должны были подъехать, самолет уже бомбил. Наверно Бог посмотрел на него и на нас всех, — вспоминает Сосо Каджая.
Владислав Ардзинба спонтанно изменил привычный маршрут, и так ему удалось избежать гибели.
Пора прощаться
На 24-й "Волге" выезжали и на переговоры в президентскую резиденцию в Сочи. У многих там вызывало удивление, что первое лицо везут на простой машине, рассказывает Сосо Каджая.
— Нас сопровождали другие машины, высокого класса, скажем,31-е "Волги". А мы на 24-10 заезжаем.
— Не возникало у вас желания поменять автомобиль?— интересуюсь я.
— Конечно, возникало. Все ездят на таких машинах, а мы возим на такой человека, которого не только Абхазия, а весь мир знает. Я говорил, давайте поменяем. Но он успокаивал, говорил: "Сосо, дело не в машине. В Абхазии все будет нормально, и все будет".
В 1994 году бежевую "Волгу" 24-10 Владислав Ардзинба передал главе администрации Галского района Важе Зарандия.
— Жалко было расставаться с ней?— спрашиваю я.
— Конечно. Вообще-то я хотел машину себе оставить, — улыбается Сосо. – Она уже стала, как родная.
Водитель Владислава признается, что уже тогда задумывался и внутренне был готов к тому, что однажды этот автомобиль, как часть истории, окажется в музее.
Где найти автомобиль
В 2015 году к 70-летнему юбилею со дня рождения Владислава Ардзинба сотрудники сотовой компании "А-мобайл" решили сделать подарок в память о первом президенте, который имел бы ценность для всей страны. Так в отделе по связям с общественностью появилась идея найти первый служебный автомобиль Владислава Ардзинба. После того, как решение было принято, команда приступила к поискам.
— Это было нелегко, было много препятствий. Сначала мы изучили историю машины. Кому ее подарил Владислав Григорьевич, к кому она попала потом, и кто стал собственником после этого. В какой-то момент история обрывалась. Автомобиль не был зарегистрирован в ГАИ, он уж не мог ездить. Найти ее официально было невозможно, — рассказывает руководитель отдела компании по связям с общественностью Ада Адлейба.
Около полугода поиски были тщетными. Несколько раз сотрудники компании уже выезжали, чтобы приобрести автомобиль, но он оказывался не тем. В один из таких случаев они обнаружили еще одну служебную машину первого президента, 31-ю "Волгу". Таких было две, машины-двойники использовались в целях безопасности, и одну из них компания все-таки купила, чтобы позже передать одному из абхазских музеев. Бывало и такое, что кто-то выдавал свой транспорт за служебный президентский, пытаясь выгодно его реализовать, вспоминает Ада Адлейба.
Затем к поискам подключились ветераны Отечественной войны народа Абхазии. Ныне покойный Гиви Адлейба, возглавлявший Союз десантников Абхазии, организовал систему поисков вместе с боевыми товарищами, и за две недели бывшие военные разведчики сумели найти автомобиль. Это произошло за неделю до дня рождения Владислава Ардзинба.
— Мы переживали, все-таки у нас было много сомнений. Мы уже много раз обжигались. Житель села использовал машину как транспортное средств для сельских нужд. Он перевозил в багажнике сено и другие вещи. Она не могла выезжать на центральную трассу, заводилась, когда ее толкали, но она была ему удобна. Мы сверили серийные номера деталей, пригласили тех, кто знал, видел и ездил на этой машине. И когда все-таки убедились, приобрели ее и стали реставрировать, — рассказывает Ада Адлейба.
Последние собственники когда-то слышали о том, что машина была президентской, но не особо этому верили. Расставаться с ней они совершенно не хотели, но ветераны сумели их уговорить. На следующий день техническая служба компании приехала и забрала автомобиль.
Прежний облик
В руки к мастерам машина попала в плачевном состоянии, рассказал руководитель Технической службы компании Алхас Бебия. Над реставрацией трудилась команда мастеров, они проводили жестяные работы, малярные, электрические. Самой волнительной частью работы была сборка, говорит Алхас.
— Можно сказать, что не было ни одной запчасти, которую можно было оставить. Но в память о первом президенте максимум из того, что можно было отреставрировать, мы оставили, — рассказывает он.
Каркас машины, мотор, тонированные боковые и заднее стекло, удалось сохранить. Почистив пескоструем и заменив стартер, оставили и мотор. Прежним остался и салон, но его пришлось перешить.
Доставать оригинальные детали оказалось сложнее, чем предполагалось. Алхас находил их в Нижнем Новгороде, Ростовской области и Краснодарском крае. Однако их оказалось недостаточно, и компании пришлось купить в России еще одну 24-ю "Волгу" в качестве донора.
Большие сложности возникли с поиском желтых противотуманных фар. Водители Владислава выбрали именно их, поскольку они были мощнее.
— Проблематично было найти галогены желтого цвета. Старые фары на машине были сломаны. На той "Волге", что мы купили, стояли белые. Я нашел их у родственников нашел по счастливой случайности. У них они валялись в гараже. Они стояли тоже на президентской машине "Волге" 31-02. На той их заменили, а желтые остались лежать. Можно сказать, они вернулись, — рассказывает Алхас.
Браться за реставрацию было страшно, признает Алхас. Были опасения в том, насколько работа удастся, чувствовалась большая ответственность. Со временем вся команда втянулась в работу и сделала все возможное, чтобы максимально приблизить облик автомобиля к оригинальному.