Sputnik, Наала Авидзба.
Бакинскую детскую карусель в море, военный Грозный, уроки гражданской обороны в Магнитогорске, балерин в закулисье Мариинского театра, уборку урожая в Марий Эл и многое другое в черно-белых снимках Джейсона Ашкенази увидели гости встречи с фотографом на "Складе драмтеатра" в субботу 14 мая.
Постсоветскому пространству посвящена фотокнига Ашкенази "Страна чудес: Сказка о советском монолите". На вечере автор рассказывал об этой, одной из самых известных из его работ.
Джейсон вырос в Нью-Йорке во времена президента Рэйгана. У России и США всегда были напряженные отношения, что вызывало у него интерес. Как только у него появилась возможность приехать в Россию, он так и поступил. Сначала он работал фотокорреспондентом, а потом ушел из журналистики, став фотографом.
— Россия выглядела раритетно, мода, машины. Для фотографии это красиво. Я увидел там большую ностальгию. Люди часто говорили о войне, о 1945-м, я видел большое чувство к прошлому, к славе Советского Союза. Я видел эту ностальгию в каждом. Я тоже ее почувствовал. Но у меня была своя ностальгия, по человеческим эмоциям, связанным с прошлым, — объясняет Джейсон, как у него возник интерес к этой теме.
В истории России 90-х годов Джейсон увидел сходство с типичными сюжетами сказок. Часто герой сказки теряет родителей и должен пройти через сложности, чтобы стать взрослым, говорит фотограф.
— Русский народ словно потерял родителя и, как ребенку, ему нужно было пройти через все сложные пути, чтобы стать зрелым, чтобы войти в мир демократии и капитализма. Я не говорю, что это лучше или хуже. Но это была трансформация, — отмечает Джейсон, поясняя, как появилось название фотокниги.
Гости встречи интересовались, как сделать удачную фотографию, какую долю занимает везение, числом фотографий, не вошедших в книгу. Их, как предполагает Джейсон, более 10 тысяч. Все они сняты на пленочный фотоаппарат, которым он пользуется и сегодня.
— В опасной, экстренной ситуации, как сохранить баланс между тем, чтобы остаться фотографом и быть человеком?— интересуется молодой режиссер Даут Логуа.
— Сложно, конечно, если ты бежишь по улицам, следить за композицией. Если ты можешь помочь кому-то или спасти жизнь, безусловно, нужно отложить камеру, — отвечает Джейсон Ашкенази.
Впервые он приехал в Абхазию в 1993 году. Это было сразу после войны. Джейсон вспоминает, как в Новом районе рядом с Республиканской больницей тела абхазских бойцов доставали из вырытой ямы, куда они были сброшены грузинами.
— Мне сложно сравнить Абхазию тогда и сейчас. Сейчас я на 20 лет старше. Изменился и я, и место. Мне нравится Абхазия. Море, горы, у вас красивый город Сухум, у вас красивые девушки, — говорит Джейсон.
За время недельного пребывания в Абхазии он сумел не раз убедиться в гостеприимстве местных людей и бдительности сотрудников милиции, которые с подозрением относились к смуглому фотографу с бородой.
Джейсон Ашкенази – фотограф мирового уровня, отмечает его сухумский коллега Отто Лакоба:
— Я был в Стамбуле два года назад, бродил по городу и набрел на книжный магазин. Листал альбомы, наткнулся на книгу, которая называлась "Страна чудес". Я был просто поражен этими фотографиями. Они мне очень понравились. В них очень сильная композиция и эмоциональная составляющая. А через год мы познакомились с Джейсоном.
Такие встречи полезны, они дают возможность посмотреть и обсудить качественную фотографию, говорит Отто:
— Они хороши для нас, потому что люди учатся видеть хорошие фотографии. Это самое главное.
Сейчас Джейсон Ашкенази живет в Стамбуле и работает над двумя новыми фотокнигами о ближневосточном регионе. В республику за новой порцией снимков он предположительно вернется во время абхазского свадебного сезона.