Sputnik, Бадри Есиава
Документальный фильм "Иорданские заметки", съемки которого проводились в Аммане в апреле этого года, не первая киноработа Екатерины Бебия, в которой раскрывается жизнь наших соотечественников за рубежом.
"Не проложив мост, человек не сможет по нему пройти", — с этих слов начала презентацию своего фильма профессор, журналист Екатерина Бебия.
Она подчеркнула необходимость восстановления связей с соотечественниками, где бы они ни находились. По ее словам, нужно предпринимать больше шагов по налаживанию контактов с земляками и не дать им забыть о своей исторической родине.
"В будущем продолжить работу старшего поколения по возвращению наших соотечественников на родину должны будете именно вы, наша молодежь", — сказала Бебия, обращаясь к молодой части аудитории.
Как отметила Екатерина, абхазы и раньше посещали Иорданию, но со съемками документального фильма впервые, что делает "Иорданские заметки" уникальными в своем роде.
О фильме
Фильм "Иорданские заметки", отснятый в течение 12 дней в столице Иордании, стал продолжением цикла короткометражных документальных фильмов о жизни абхазов и родственных им народов за рубежом. Ранее были документальные работы из Турции и Туниса.
"Во время съемок фильма мы встречались со многими земляками и представителями Северо-Кавказских национальностей. Некоторые из них уже были на своей исторической родине, и они испытывают ностальгию по ней, но у большинства такой возможности не было, а желание и надежда все еще остаются", — подчеркнула Бебия.
В документальном фильме подробно рассказывается о том, как в Иордании нашли приют представители народов со всего Кавказа. Причиной этому стала кровавая политика Турции с середины XIX века, что привело к насильственному переселению, вошедшему в историю Абхазии как "махаджирство".
На сегодняшний день население Иордании составляет более шести миллионов человек, из них 85 % — арабы. На ее территории также проживают тысячи чеченцев, курдов, армян, черкесов и абхазов. Из всех перечисленных народов большинство составляют черкесы, их около 250 тысяч, абхазов около трех тысяч.
"Самые распространенные абхазские фамилии в Иордании — Эшба, Чичба, Лейба, Ачба, Ажиба, Маан и Гечба. Есть и носители фамилий, которые уже не встречаются у нас, к примеру, Абаза", — рассказала Бебия.
В фильме отмечается и роль кавказских народов в становлении Аммана как культурного и торгового центра этого региона. Так как коренное население столицы Иордании составляли бедуины — кочевники, черкесы и абхазы стали первыми, кто начал строить дома в этом городе, они пользовались уважением и состояли на военной службе.
"Роль этих народов в истории Аммана никем не оспаривается. Они были одними из тех, кто восстанавливал город после природных катаклизмов. Эта тема довольно интересная, требующая более глубокого изучения", — подчеркнула журналист.
За 12 дней в Аммане в сопровождении нашего соотечественника, врача Инала Гечба, съемочная группа посетила немало ярких достопримечательностей столицы Иордании. Самый большой не только в стране, но и во всем арабском мире амфитеатр, пустыню с песочными дюнами и величественными холмами, которая занимает свыше 80% территории страны и реку Иордан, где принял крещение Иисус.
"В силу нестабильной политической обстановки, туризм в Иордании недостаточно развит. Несмотря на то, что туристический сезон на момент нашего пребывания там уже начался, гостей в Аммане было очень мало", — отметила Бебия.
Абхазская культура в Аммане
Как удалось выяснить Екатерине Бебия, абхазы в Аммане практически не владеют родным языком. За все время путешествия ей повстречалось всего несколько человек, разговаривающих на абхазском языке. Но сказать, что выходцы из нашей страны забыли о своих корнях, традициях и обычаях, нельзя.
"За эти дни мы встретились со многими абхазами, которые не говорят на родном языке, но признают свою национальную принадлежность, относятся к своей исторической родине с теплотой. Во время некоторых таких бесед, у многих проступали слезы на глазах", — вспомнила Бебия.
В Аммане также работают несколько "Центров абхазской культуры", где изучают язык своих предков и народные танцы.
В одном из таких центров абхазский язык преподает Жанна Лейба, чей отец родился в Иордании, а когда началась Отечественная война народа Абхазии, был одним из трех человек из Иордании, кто встал на защиту Абхазии.