Бадри Есиава, Sputnik.
Энвер Арджения никогда не занимался спортом профессионально, но спорт так или иначе сопутствовал ему на протяжении всей жизни, а к футболу у него всегда было особое отношение. С самого детства Энвер и его сверстники следили за ходом чемпионатов СССР, за достижениями своих кумиров. Сведения черпали из дефицитных спортивных журналов и газет.
"Когда я еще учился в школе, мы с друзьями любым способом доставали газету "Советский спорт", в которой было приложение "Футбол – хоккей", из него мы узнавали о жизни советского футбола", — вспомнил Арджения.
Газета была еженедельной и выпускалась по воскресеньям, но в абхазских киосках появлялась только ко вторнику, все эти два дня молодые поклонники футбола находились в томительном ожидании.
Спустя многие годы, у Арджения не пропал интерес к спорту, в частности, к футболу. Он все еще с азартом следит за чемпионатами мира и Европы. Его сын болеет за мадридский "Реал", а сам Энвер за каталонскую "Барселону", но разные предпочтения в спорте не мешают им быть лучшими друзьями, признался он.
Комментарии на абхазском
Окончив филологический факультет АГУ, Арджения начал делать свои первые шаги в журналистике, вел спортивную колонку в газете "Апсны Капщ". Его стали приглашать на радио и телевидение в качестве ведущего спортивных новостей. 1990 год стал переломным не только в жизни самого Арджения, но и в абхазском футболе.
"В тот год команда первой лиги "Динамо — Сухум" у себя на поле победила довольно сильного соперника из высшего легиона "Динамо-Минск" со счетом 1:0, что позволило нашей команде выйти в 1/8 розыгрыша кубка СССР. Это было большим событием для всех болельщиков", — поделился приятными воспоминаниями Арджения.
Энвер рассказал, что именно тогда в Абхазии появилась не только идея создания сильной национальной команды, но и трансляции матчей с комментариями на абхазском языке.
Он признается, что поначалу не хотел комментировать матчи, так как в то время в абхазском языке не было спортивной терминологии, и ему приходилось выкручиваться по-всякому. После одного из таких матчей за Энвером закрепилось прозвище "амаркатыл".
"Скажу честно, было сложно. Во время своих первых матчей я просто покрывался потом. Мне приходилось переводить на абхазский язык все, что происходило на поле, а когда в одной из игр наш футболист Георгий Чалигава сделал "ножницы", я дословно перевел это финт на абхазский. После чего меня стали называть "амаркатыл", — с улыбкой рассказал Арджения.
В его деятельности, как рассказал сам Энвер, было немало курьезных моментов. Он вспоминает случай, когда абхазское гостеприимство могло стать причиной провала, а в итоге стало поводом для приятного удивления.
После одного спортивного события в селе Ачандара, Энвера и его друга, как это принято в Абхазии, пригласили за стол, где они не смогли отказать гостеприимным хозяевам в дегустации их собственного вина.
"Мои отговорки, что буквально через пару часов мне надо в прямом эфире комментировать встречу футбольных команд, никто и слышать не хотел. Так получилось, что я чуть не опоздал, да еще и "под градусом". Я смутно помню, как все прошло, но после ко мне все подходили с похвалой, говоря, что это был мой лучший матч", — поделился забавным эпизодом из жизни Арджения.
Энвер все еще скромно считает, что проводил матчи недостаточно хорошо. Он обращал внимание на свои ошибки после прослушивания своих комментариев в записи. Порой отказывался от этой работы, а иногда, наоборот, гордился собой. Возраст такой был, говорит он.
"Никогда не забуду, как ко мне пришел известный абхазский поэт, патриот Владимир Анкваб и попросил меня не бросать это дело. Тогда он мне сказал, что молодежь Абхазии любит футбол, а я могу им про него рассказывать на родном языке. Анкваб считал это важным", — вспомнил журналист.
Сейчас Арджения не жалеет о том, что прислушался к Владимиру Анкваб и многим другим людям, любившим смотреть футбол с комментариями на родном языке. Благодаря спортивной журналистике Энвер побывал практически во всех республиках Советского Союза и даже за рубежом.
От советского футбола к чемпионату ConIFA
Когда "Динамо – Сухум" с большим трудом вышел в первую лигу чемпионата СССР, его состав покинули все грузины и создали свою команду "Цхуми". Остался только вратарь Гурген Бенидзе. Причиной этому послужила напряженная внутриполитическая обстановка в стране, считает Энвер.
"Это событие не развалило нашу команду. К счастью, благодаря Олегу Долматову, тренеру "Динамо — Москва", сборная была обновлена, в нее вошли и российские игроки", — рассказал Арджения.
Что касается комментаторов тех лет, среди всех Энвер выделил Владимира Перетурина, а из сегодняшних - с удовольствием смотрит матчи, которые проводят Константин Генич и Виктор Гусев. Считает их мастерами своего дела.
Энвер добавил, что в советское время в Абхазии было очень много хороших игроков, подавали большие надежды и некоторые сумели забить свой главный "гол" в жизни. В числе самых ярких и успешных игроков он назвал Ахру Цвейба, Романа Хагба, Саида Тарба, Джуму Кварацхелия, Джамала Губаз, Георгия Чалигава, Даура Ахвледиани, который погиб незадолго до победы в войне.
"За два-три года существования национальной команды, все эти игроки проявили себя на поле как талантливые футболисты и патриоты своей страны, отечественного спорта", — подчеркнул Арджения.
Энвер сожалеет, что сегодня у наших спортсменов нет возможности участвовать в международных турнирах, расти профессионально и быть примером для молодого поколения. Но предстоящий международный чемпионат ConIFA2016 в Сухуме считает хорошей возможностью проявить весь потенциал абхазского футбола и привлечь внимание молодежи к спорту.
Прогнозировать итоги чемпионата ConIFA Энвер Арджения не стал, но выразил глубокую надежду на победу сборной Абхазии.