Владимир Бегунов, Sputnik.
Как Эдуард Пилия создавал почтовую службу независимой Абхазии, а американские фирмы штамповали поддельные марки, рассказали корреспонденту Sputnik Владимиру Бегунову сын гендиректора “Абхазсвязи” Константин Пилия и коллекционер Вячеслав Абухба.
Эдуард Пилия — человек и госкомпания
“Последнее, что выпустил отец, – говорит Константин Пилия, — был в 2013 году юбилейный конверт, посвященный двадцатилетию независимости Абхазии. А за год до этого случился пожар, когда сгорела сухумская почта со всеми архивами. Там была полная коллекция марок, выпущенных с 1993 года, которой сейчас, наверное, нет ни у кого. Отец все хранил на работе, дома остался лишь каталог да отдельные экземпляры марок”.
По словам Константина Пилия, который сам был начальником Сухумского почтамта, в настоящее время Абхазия не использует свои знаки почтовой оплаты.
“Сейчас Абхазия работает через “Почту России”. Мы клеим российские почтовые марки, отвозим корреспонденцию в Адлер, а оттуда ее отправляют адресату”, – говорит Константин Пилия.
Начиналась же история абхазской почты в 1993 году.
“Отец проработал сорок лет на почте в Гудауте. После победы Абхазии в войне за независимость, он стал министром связи, а потом основал Госкомпанию “Абхазсвязь”, которая и выпускала абхазские почтовые марки, памятные конверты. Но от госкомпании были только название и статус, все же держалось только на отце, на его связях”, – рассказывает Константин Пилия.
Редкий сбор цитрусов
По словам Константина, Эдуард Пилия отсылал техзадание по тематическим сериям и отдельным маркам в одну из московских типографий, с которой работал. Там на основе его данных и пожеланий создавались рисунки, печатались марки и пересылались в Абхазию. Здесь они распространялись через почтовые отделения, и из вырученных денег оплачивалась работа художника и типографии.
По данным, которые можно найти в открытом доступе, Абхазия в филателии царской России не присутствовала, тогда вообще тематических марок практически не было, на почтовых знаках изображался герб Российской Империи или портреты императоров. А вот в советское время в 1947 году вышла серия из трех марок с видами Гагры, Нового Афона и Сухума.
Спустя три года появилась редкая советская марка, на которой был изображен сбор цитрусовых с надписью: “Дадим стране больше лимонов, апельсинов и мандаринов!”. В 1959 году была выпущена еще одна марка с абхазской тематикой — с видом озера Рица. Абхазия становилась курортом всесоюзного значения, и это нужно было отразить в филателии. Вот, собственно, и все.
А полноценная история абхазских почтовых марок начинается именно с Эдуарда Пилия.
Как вспоминает Константин Пилия, в почтовом сообщении находившейся в блокаде в середине 1990-х годов Абхазии помогала русская община, которая со своей почтой перевозила через границу и корреспонденцию непризнанной республики, помогая поддерживать связь с миром. Письма, шедшие в Абхазию, большей частью привозила миссия Красного Креста.
Абхазские марки позволяли отправлять письма только в пределах республики.
Всего же Эдуард Пилия выпустил более двухсот разных почтовых марок. Были серии, посвященные известным уроженцам Абхазии, связанным с республикой русским писателям, природе, флоре и фауне, старинным монетам, футболу и даже европейской живописи.
Подложный “абхазский” Джон Леннон
Не обходилось и без курьезов. Самый знаменитый – поддельные абхазские марки, выпущенные в США. В 1992 году американская фирма подписала с Абхазией договор на выпуск почтовых марок. Условия оказались кабальными, американцы должны были сами определять тематику, контролировать реализацию и оставляли у себя полтиража. От их услуг отказались, но несостоявшиеся компаньоны выпустили три фальшивые марки. Они даже с виду выглядят очень странно, это российские марки, на которые поверх рисунка впечатан контур карты Абхазии, раскрашенный в цвета национального флага.
Еще один почтовый курьез, связанный с Абхазией, в 1995 году попал на страницы “Нью-Йорк Таймс”. Другая американская фирма представила филателистскому сообществу якобы подлинный абхазский почтовый блок (бумажный лист, который может быть разного размера, с одной или несколькими марками, являющимися частью общей композиции – ред.), на котором были изображены актер Граучо Маркс и “битл” Джон Леннон. Обыгрывалось сходство фамилий – Маркс и Ленин. Всерьез шутку никто не воспринял, тем более что эта фирма была замечена в сходных фальсификациях. В том же году на нее подавали в суд по поводу незаконного выпуска марок республики Чад о группе “Битлз”.
“Была еще поддельная марка с изображением Билла Клинтона и Моники Левински, к сожалению, ее у меня нет”, – говорит главварач городской клинической больницы Сухума Вячеслав Абухба. Вячеслав Фиратович — крупнейший филателист Абхазии, у которого собрана практически полная коллекция абхазских марок. По его словам, он увлекается филателией со школы. Начинал с собирания марок Британской империи, а потом, когда Эдуард Пилия стал выпускать абхазские марки, переключился на них.
Несостоявшийся символ ConIFA
“Выпуск почтовых марок Абхазии — мудрое решение, – говорит Вячеслав Абухба. — В мире высоко ценятся марки малых, непризнанных стран, которые сложно достать. А Эдуард Пилия выпускал много разнообразных и интересных серий с историческими деятелями, героями Абхазии. Редкие и интересные марки были с портретами абхазских долгожителей. Кстати, на двух марках изображение моего деда Джато Абухба, партизана Белоруссии, и отца – известного адвоката Фирата Абухба”.
По словам Вячеслава Абухба, он обращался в Федерацию футбола Абхазии с предложением выпустить марки к чемпионату мира ConIFA.
“Такие марки выпускали многие страны к разным спортивным соревнованиям, — говорит коллекционер. — Люди часто не понимают, что почтовые марки — исторический документ. Перед ними бессильны границы и время. Кроме того, они поднимают авторитет страны. К примеру, мы мало что знаем об острове Маврикий, кроме того, что там выпускались самые редкие и дорогие почтовые марки в истории. Специальные марки к чемпионату ConIFA могли бы стать одним его символом, за которым бы годы спустя охотились коллекционеры разных стран”.
Константин Пилия рассказал, что после смерти отца к нему обращались люди, которые хотели бы продолжить его дело, но пока все остается на уровне разговоров. Да и нет ни у кого таких связей в почтовых и издательских кругах, которыми обладал родоначальник абхазской филателии Эдуард Пилия. За последние три года не выпущено ни одной абхазской почтовой марки.