Наала Авидзба, Sputnik
В прошлом году волонтеры инициативной группы "Возвращение имени" нашли в Центральном архиве российской армии карточки 320 военнопленных родом из Абхазии, погибших в немецких концентрационных лагерях. До этого все они числились пропавшими без вести, составляя с остальными воинами восемь тысяч человек.
Эта история началась еще в 1992 году, когда отряд православных скаутов под руководством Григория Скворцова отправился восстанавливать монастырь в белорусском городе Полоцке.
"Мы создали лагерь, куда входили пять стран — Россия, Белоруссия, США, Франция, Британия. Постепенно мы стали находить предметы годов Великой Отечественной войны: мину, каску, ружье. Один мальчик принес в лагерь сапог с костями. Мы пошли на поле и увидели в траве в открытом пространстве останки солдат. Проверяя эту местность, обнаружили останки 500 человек", — рассказал Григорий Скворцов.
Эта территория оказалась бывшим немецким концлагерем Дулаг-125. Останки принадлежали военнопленным, расстрелянным немцами в 1941 году. Позже в Московской области удалось найти человека, который был в этом лагере во время войны.
Полный список жителей Абхазии, пропавших без вести во время ВОВ читайте здесь>>
"После того как он рассказал о военнопленных, как они спасались, как тяжело им приходилось, я поинтересовался, где находятся данные о них. Они находятся в центральном архиве Минобороны России. Но все сведения хранятся там с 1945 года. Эти данные были сформированы после окончания войны, а общество узнало о них только в 2007 году. Советская власть запретила информировать родственников о смерти их близких в плену. В 1945 году всем военнопленным был присвоен статус без вести пропавших, хотя на самом деле они все были известны, родственников фактически обманывали", — сказал Скворцов.
Григорий Скворцов с единомышленниками основал гражданскую инициативу "Возвращение имени", и стали они заниматься поиском данных военнопленных и их родственников.
Год назад Григорий случайно увидел в архиве фамилию Буюклян и название города Новый Афон.
"Я поступил как гражданин Абхазии, задался вопросом, сколько всего жителей маленькой Абхазии оказалось в такой ситуации. Из 55 тысяч солдат Красной армии воевавших, восемь тысяч пропали без вести. Из этого числа мы на данный момент смогли обнаружить и сформировать архив из немецких данных на 320 жителей. Доподлинно известно, что стало с этими людьми, где они похоронены", — рассказал Скворцов.
Чтобы найти все эти данные Григорий Скворцов, Елена Герзмава, Саид Какалия и еще два волонтера из Москвы проверили списки 400 немецких лагерей, из которых сделали выборку по жителям Абхазии. В немецкой картотеке указывались имя, родной город или село, вклеивалась фотография и даже вносились отпечатки пальцев.
"Это Новый Афон, Гудаута, Аацы, Члоу, Ачандара – там вся страна. Благодаря немецкой педантичности у нас есть эти сведения. Мы проверили весь список военнопленных Красной армии, всех без вести пропавших, из которых выбрали этих людей. Пошла народная волна, люди стали друг другу передавать эти истории. Мы находим сейчас в разных селах и городах Абхазии пожилых родственников в возрасте 80-90 лет, которые провожали на фронт этих людей. Те, кто умерли в плену, не предатели. Это те, которые не перешли на сторону врага. Они предпочли тяжелую, страшную смерть от истощения, вопреки уловкам фашистов заставить их надеть немецкую форму и воевать против собственного народа", — подчеркнул Григорий Скворцов.
Уже проинформировано около полусотни родственников военнопленных. Среди 320 фамилий есть абхазы, армяне, русские и греки. Как рассказал Скворцов, в Минюсте России хранится список советских граждан, которые вернулись из плена и по надуманным статьям были сосланы в лагеря НКВД. Открытым остается вопрос, сколько жителей Абхазии может в них быть. Григорий Скворцов считает необходимым, чтобы абхазские власти отправили запрос правительству России на получение доступа к этим спискам.
Главная задача сейчас – это поиск родных тех военнопленных, карточки которых удалось найти. К поискам подключились Министерство обороны, Гагрское городское собрание, другие организации, уже установлены родственники. Телепередачи о проекте и списки будут транслироваться в эфире Абхазского телевидения, а Министерство обороны откроет горячую линию, рассказал Скворцов. Все родственники, которые не дождались своих родных с фронта, но помнят о них, уже преклонного возраста, и медлить нельзя.