Журналист Sputnik Лев Рыжков побывал на представлении и посмотрел на будущее абхазской театральной сцены.
Градус страсти и хохот до колик
Щукинский институт, наверное, — один из самых необычных вузов на свете. Прямо на лужайке сидели очень богемного вида студенты, а у памятника Вахтангову задорно отплясывали русский студент с колоритной африканкой. Уже два года, как Щукинка – альма матер группы абхазских студентов. Отучившись здесь, они вернутся на родину и, по идее, поднимут театральное искусство Абхазии на небывалую высоту.
Если, конечно, кто-то за время обучения не станет вдруг кинозвездой. Такое тоже очень даже возможно.
Исполнительский вечер проходит в небольшом зале на пятом этаже института. Сцена совершенно лишена декораций. Но для первой работы на зрителя они и не принципиальны. Главное, показать класс игры.
Репертуар вечера состоит из небольших, по 10-15 минут, сценок или отрывков из спектаклей. Судя по программе выступления – наибольшей популярностью у абхазских студентов пользуются пьесы Александра Островского. Но были представлены и Лев Толстой, и Курт Воннегут, и Карло Гольдони. И, разумеется, Фазиль Искандер.
Отрывок из "Софички" играли на абхазском языке. Впрочем, не сказать, чтобы было непонятно. Юные актеры Аманда Кварацхелия и Руслан Жиба задали такой градус исполнительской страсти, что все было понятно, в принципе, без перевода.
Не менее ярким и энергетически насыщенным был и отрывок из "Горячего сердца" Александра Островского. Сказать по правде, автор этих строк никогда не думал, что пьесы автора "Бесприданницы" и "Грозы" могут быть такими легкими и смешными. Но хохотал вместе с залом до колик.
Восполняя пробел
Посмотреть на игру молодых актеров пришли высокие гости. В первом ряду сидел посол Республики Абхазия в РФ Игорь Ахба. Рядом с ним – заведующая кафедрой искусствоведения, профессор Елена Дунаева. Как говорят студенты – второй человек в Щукинке после ректора. Внимательно и придирчиво смотрел на сцену заместитель министра культуры Батал Кобахия. Рядом с ним – советник посольства Абхазии Татьяна Гулиа.
Во время одного из антрактов мы пообщались с высокими гостями.
"Я нахожусь под большим впечатлением, скажу откровенно, — рассказал Sputnik посол Игорь Ахба. — Я с удовольствием смотрел. Я не профессионал, и мне трудно давать такую оценку, как, скажем, профессор здесь или замминистра культуры, но мне очень понравилось. Ребята, к счастью, одаренные и талантливые. Но, к несчастью, слишком вольные, если можно так выразиться мягко. Им необходимо больше дисциплины".
По словам Игоря Муратовича, для абхазской культуры учеба студентов в московском театральном вузе имеет очень большое значение.
"Хочу поблагодарить российскую сторону, которая нашла возможность выделить места, квоты, для того чтобы наши дети учились в столь прославленном учебном заведении, — сказал дипломат. — Мы надеемся, что по окончании ребята вернутся в Абхазию, будут востребованы. Министерство культуры здесь играет важную роль. Одним словом, для нас это – большое событие, и мы высоко его ценим".
Заместитель министра культуры Батал Кобахия рассказал, что первый раз в истории республики абхазские студенты учатся в вузе такого высокого уровня.
"Абхазскому театру более восьмидесяти лет, — рассказал Кобахия. — И, кстати, первая театральная студия, которая вывела корифеев нашей сцены и вошла в историю, была русской студией. Мой отец там учился. А после этого у нас был большой пробел. И это огромное счастье, что мы смогли привезти в Москву целую группу. Спасибо ректору Евгению Князеву и Елене Александровне Дунаевой за то, что взялись обучать наших студентов".
По словам заместителя министра, группа – достаточно "беспокойная". Приходится выживать в мегаполисе в кризис. Но, конечно же, у них остается время для главного – для театра. Хотя ребятам еще предстоит ощутить сцену своим домом. Не у всех, по словам Батала Самсоновича, есть это чувство.
"Разумеется, там много еще работать, и я не то, чтобы старый и сентиментальный, но слезу кое-где пустил, — сказал Батал Кобахия. — Мне понравилось, что голос правильно поставлен. Потому что я смотрю на то, что происходит у нас в театрах в Абхазии – там вообще думают, что голос ставить нельзя. У нас ведь двадцать лет особо не играли. Думаю, что года через три у нас будет такая культурная инъекция из России".
Еще одна группа абхазских студентов сейчас обучается в Санкт-Петербурге. На них тоже на родине возлагаются большие надежды.
Уроки родного языка
"На самом деле, это только первые шаги, — сказала заведующая кафедрой искусствоведения, профессор Елена Дунаева. — Настоящими артистами ребята станут потом, когда начнут профессионально развиваться, работать в театре. Они еще маленькие. И это – первый их исполнительский вечер. Они впервые работают на зрителя. Их учили не волноваться на сцене. Но я вижу, что они все-таки волнуются".
В Театральном институте имен Б. Щукина – большой опыт набора национальных студий. В прошлом году выпустились кабардинские студенты, до этого работали с югоосетинскими, сейчас набирается азербайджанская группа. Елена Александровна говорит, что сейчас в вузе – абсолютный интернационал. Есть студенты-турки, есть англичане.
"Не все студенты хорошо знают абхазский язык, — пожаловалась Елена Александровна. – И у нас они его усиленно учат. Изучению национального языка мы уделяем особое внимание".