Гончарное мастерство Пандария считает неотъемлемой частью абхазской истории, культуры и быта, так как в прошлые времена в каждом селе было несколько хороших мастеров. Сейчас этот вид ремесла он называет вымирающим, никто, кроме него, в стране не работает с глиной по технологии предков.
Подробнее об этом читайте здесь >>
Видео об этом смотрите здесь >>
"Я помню, в детстве у моих тетушек были большие кувшины, в которых носили воду из колодца. Сейчас такую утварь не часто встретишь дома у кого-либо", — отметил мастер.
Пандария использует два вида глины, сухумскую и из села Хуап Гудаутского района, последняя более капризная и нужно много времени, чтобы к ней привыкнуть и сделать ее податливой, сказал он.
По рассказу мастера, во время работы глина должна быть полностью однородной, мягкой и не прилипать к руке, для этого она смачивается водой. После чего берется нужное ее количество для того или иного изделия, кладется прямо на центр гончарного круга, который бывает механическим или электрическим.
"Важно правильно сидеть у гончарного круга, поверхность которого должна быть на уровне колен, а сам мастер располагается перед ним в позе всадника на коне", — отметил Пандария.
Процесс изготовления кувшинов, горшков и других глиняных предметов Пандария называет магическим, а то, что все это создается исключительно пальцами рук, он сравнивает с игрой на музыкальных инструментах.
После создания изделия оно сушится в течение суток в сухом помещении, затем отправляется в печь для обжига. Температура в ней во время обжига зависит от размера изделия и качества глины. Самая низкая температура во время этого процесса 700 градусов, а максимальная — тысяча. В основном используется дубовые дрова.