Накануне вечером в Ростове-на-Дону из-за проливного дождя и ураганного ветра был введен режим чрезвычайной ситуации. Не работали восемь линий электропередачи, на Северо-Кавказской железной дороге были задержаны поезда. В результате непогоды погибла одна девушка, девять человек пострадали.
Вопрос готовности или НЕготовности любого города к природным стихиям – всегда экзамен для чиновников. В столице Дона он традиционно стоит крайне остро. Именно водная стихия все же не достигала ранее в Ростове апокалиптических величин. Да, по сезону разливался Дон, но затрагивал в основном поселения на левом своем берегу, а не город. В этом плане ростовчане всегда были относительно спокойны – мы на пригорке, сильно нас Дон-батюшка не тронет. Мощные ростовские дожди вкупе с их последствиями не раз попадали в новости и в соцсети, но все же мало кто думал, что подтопление Ростова произойдет именно после шквала воды сверху, а не со стороны великой русской реки под боком.
Сотрудники чрезвычайных служб сейчас говорят, что накануне рассылали гражданам СМС с предупреждением о грядущей стихии. Не знаю, лично мне и моим близким ничего не приходило, кому-то – возможно. Приходили два дня подряд на прошлой неделе, когда небо хмурилось и зловеще серело, но в итоге так ничем существенным и не разродилось. А здесь два дня подряд ливни – без явных предварительных сигналов тревоги.
Впрочем, дождь вечером в среду, не самый слабый, но довольно аккуратный, многие восприняли, как подарок свыше после вереницы ужасающе жарких дней. И ливень в четверг, 30 июня, поначалу зарождался, как довольно рядовой. Однако уже через несколько минут стало ясно, что ему суждено выйти, точнее, выплыть из ряда вон.
Дождевые капли быстро превратились в мощные водяные жгуты, а затем и в сплошную стену воды, шумящую, грохочущую, сшибающую все на своем пути. Улицы, даже широкие, быстро стали мини-каналами. Прошло где-то полчаса, к собственно дождю добавился град, и стало совсем "весело". Смешанная водно-ледяная масса заколотила со страшной силой по отливам и окнам, грозясь вот-вот повышибать стекла. А во многих местах не "вот-вот", а конкретно и безусловно повышибало – в городе десятки, а то и сотни свежих зияющих выбоин на месте окон и витрин.
Тут и там с места потоком срывало машины, и это – мрачная шутка! – был практически единственный способ автомобилистам куда-то передислоцироваться. Движение по дорогам парализовало капитально. Как хлипкие ниточки рвались линии электропередач, один молодой человек получил, оказавшись поблизости такого обрыва, сильный удар током. Увы, имел этот вечер и совсем печальные последствия – 14-летнюю девочку затянуло водой под машину, и спасти ее не удалось. Говорят, где-то в последний момент, но все же успели спасти женщину, работавшую в подвальном помещении, которое залило под самый потолок.
А гигантские ямы, то тут, то там образовавшиеся в размытом асфальте? Страшно представить, какое количество жизней они потенциально способны были унести.
В городе была объявлена чрезвычайная ситуация. Всю ночь шла лихорадочная работа по восстановлению электроснабжения там, где оно прервалось, подготовка к нормализации транспортного и автомобильного движения – шутка ли, даже работа железной дороги оказалась затруднена. Город спешно залечивает раны. На иных улицах, если не знать о случившемся, лишь постепенно высыхающие лужи намекают – мол, накануне был дождь. Но если знать – забыть сложно, и язык не поворачивается назвать это просто дождем.
Выхожу утром во двор. Встречаю соседа. Он рассказывает, как накануне вышел с женой в магазин, буквально через дорогу, а обратно вернуться уже не смог – дорога превратилась в ревущий и все сметающий водяной поток. Пришлось пережидать под козырьком ближайшего здания, где народу мгновенно набилось, будто сельдей в бочке. Ощущения, говорит, жуткие. Хочет показать фотографии на телефоне, но тот неистово сбоит – пропала связь и вообще возможность зайти хоть в какой-нибудь раздел. На всех мобильниках упорно высвечивается надпись: "Вставьте сим-карту".
Разумеется, жуткое действо и степень готовности – или, опять уточню, НЕготовности к нему городских властей мгновенно стала предметом горячего обсуждения ростовчан. Имеем право – дело касается нашей жизни, причем в самом буквальном смысле.
Вот что пишет на Фейсбуке известный ростовский журналист: "Про ростовские ливневки. Когда я работал руководителем пресс-центра в одном уважаемом информагентстве, ко мне четыре года подряд на пресс-конференции приходили чиновники из МКУ "Управление Метро Ростова". Каждый год они в красках рассказывали о проекте ростовского метро. Сначала про госэкспертизу, через год показали проект, еще через год излагали про первую линию строительства и т.д. и т.п. В 2015 году, когда всем вокруг уже стало ясно, что дальше врать бессмысленно и метро в Ростове не будет никогда, ходить на пресс-конференции они перестали. Примерно с тех же самых лет я слышу про ростовские ливневки.
Сначала о том, что у них нет хозяина, потом о том, что ливневки "в удовлетворительном состоянии, но их недостаточно". Потом управленцы жаловались, что нет единого регламента по содержанию ливневой канализации и т.д. и т.п. И вот сегодня во время дождя, в самом центре Ростова утонул человек. В самом центре города. В час пик. На глазах у прохожих. Будут они строить ливневки, или хотя бы дождеприемники? Без "регламента"? Да ни в жизнь".
Что ж, шанс доказать скептикам, к числу которых относится и автор данных строк, что верные выводы сделаны, может случиться совсем скоро – синоптики прогнозируют вероятное возвращение стихии в Ростове-на-Дону в ближайшие сутки. Очень хотелось бы убедиться в ошибочности этого скептицизма.