Евросоюз на грани раскола. И это утверждает не только автор этих строк, но и большинство европейских и российских политиков. Виной тому — итоги референдума в Великобритании, подтвердившего желание большинства граждан этой страны выйти из Евросоюза, а также та цепная реакция в странах Европы, которую названный референдум вызвал.
Практически во всех сильных странах ЕС — во Франции, Италии, Австрии, Германии, Голландии, Чехии и тому подобные политики заговорили о необходимости проведения своего референдума о выходе из Евросоюза, а в слабых странах (в Болгарии, Румынии, на Балканах и других) перепуганы: что делать, если ЕС развалится? Посылать сигналы SOS США (которым наплевать на проблемы этих стран) или все же начать сдаваться сердобольной России?
Особенно беснуется русофобская Польша, которая в страхе потерять возможность критиковать Россию от имени ЕС и НАТО, пускается во все тяжкие. Так, что ее бывший президент Лех Валенса на днях призвал НАТО сбивать российские самолеты.
Как бы там ни было, в Евросоюзе наметился серьезный и фундаментальный раскол — на сильную часть ЕС во главе с Германией и Францией, которые, как утверждают многие эксперты, попытаются реорганизовать Евросоюз под себя, избавившись от балласта в виде ряда восточноевропейских нахлебников, и слабую его часть, которой суждено либо быть брошенными на произвол судьбы, либо принять жесткие условия "большой евродвойки".
– Как этот раскол в ЕС касается Абхазии? Да очень просто: соседняя Грузия, как страна, чьи некоторые политики стремятся любой ценой затащить это государство в ЕС и НАТО, может оказаться у разбитого корыта. Что, в свою очередь, заставит руководство Грузии в корне пересмотреть свою внешнюю политику, в том числе и на абхазском направлении.
Стремление прозападных грузинских политиков к евроинтеграции и к опоре в своей внешней и военной политике на эксклюзивное сотрудничество с НАТО может потерпеть фиаско. ЕС уже в ближайшее время может перестать рассматривать Грузию как территорию своих жизненных интересов (ей просто будет не до "периферийных" стран — самим бы выжить), да и НАТО — в случае, если президентом США осенью этого года станет Дональд Трамп, тоже может свернуть свою деятельность на постсоветском пространстве или даже в Европе полностью или частично.
И останется Грузия со своими школами НАТО, натовским вооружением и проамериканской политикой наедине со своими внутренними проблемами.
И громко анонсированный некоторыми кавказскими ястребами военный альянс Грузии-Турции-Азербайджана тоже не состоится, поскольку, например, руководство Турции уже сообразило: дружить надо не с Меркель, Германией и ЕС, а с Россией и Путиным.
Кстати, руководству Азербайджана после апрельской попытки решить проблему Нагорного Карабаха военным путем тоже объяснили, что экономическое благополучие этой страны зависит, в первую очередь, не от безответственных еврочиновников и не от далеких и циничных США, а от ближайшего соседа — России.
Грузинские ястребы тоже начинают понимать новые геополитические расклады и в преддверии своего скорого банкротства истерят не меньше польских. И именно от них исходит идея передать в распоряжение США батумский порт.
– Понятно, что еще какое-то время Пентагон и НАТО будут наращивать свои активности на Черном море, а потому рассматривают Батуми как свою потенциальную военно-морскую базу. Однако в долгосрочном плане у этой базы нет перспективы: ее рано или поздно выкинут из Аджарии сами грузины.
Выкинут потому, что сегодня в Грузии все громче слышны разумные голоса. Голоса людей, осознающих, что самое ценное у страны — это её суверенитет и благополучие народа, а не маниакальное стремление реализовать навязанную извне "грузинскую мечту". В частности, пару недель назад известный грузинский политик, лидер оппозиционного "Объединенного демократического движения" Нино Бурджанадзе на встрече с журналистами заявила, что не верит в членство Грузии в ЕС и НАТО.
"Грузия не сможет стать членом НАТО, не получит в ближайшее время либерализацию визового режима с ЕС и тем более не станет членом Евросоюза, — заметила бывший спикер грузинского парламента. — Я заявляю с полной ответственностью, что главным приоритетом для нас должны стать отношения с Россией, так как урегулирование политических и экономических отношений с РФ прямо отразится на мире и спокойствии нашего населения".
Замечу, что когда-то Нино Бурджанадзе занимала весьма жесткую позицию по отношению к Абхазии. Она утверждала, к примеру, что "Грузии невыгодна процветающая Абхазия". Но сегодня она пересмотрела свою позицию и все чаще говорит о необходимости развития диалога Грузии с Абхазией и Южной Осетией при посредничестве России.
Причиной тому — все более трезвый взгляд на ситуацию не только в черноморско-кавказском регионе, но и в мире, где Евросоюз и НАТО утрачивают свои прежние доминирующие роли, чего нельзя не учитывать.
Напомню, что власти Грузии выполнили все условия Еврокомиссии по подготовке к безвизовому режиму с ЕС и рассчитывали, что руководство Евросоюза отменит визы для грузин уже этим летом, однако в начале июня рассмотрение этого вопроса было отложено на неопределенный срок. Противниками отмены виз для граждан Грузии стали сильные страны ЕС (Германия и Франция) — по причинам, изложенным мною выше. И это только начало трансформации всей системы международных отношений и пересмотра ведущими мировыми игроками своих обязательств перед давними и потенциальными партнерами.