О том, кто его вдохновляет и где он черпает новые силы, в интервью Саиде Возба рассказал художник Саид Возба.
– Саид, как ты стал художником? Расскажи нам, сразу ли пришло к тебе осознание того, что ты хочешь заниматься рисунком?
– На самом деле, я пришел в искусство случайно. Рисовать я любил всегда, но осознание пришло гораздо позже. Еще в раннем детстве у меня была тяга к рисованию. Рисовал все подряд на всем, что попадает под руку. В школьные годы последние листы моих тетрадей и даже дневников были изрисованы различными персонажами из мультфильмов. Помню один эпизод из детства, запомнил его на всю жизнь. Так как я всегда рисовал, меня просили оформлять школьные стенгазеты.
Однажды учитель по черчению попросил нарисовать один персонаж из книги для школьного мероприятия. Когда я принес рисунок, учитель заявил, что я не мог так нарисовать. Слишком уж было большое сходство с книжным персонажем. Помню, как меня это задело и даже обидело. И сегодня, вспоминая это, глубоко убежден в том, что взрослые должны верить в своих детей и помогать им найти свой путь.
С окончанием школы передо мной, как и перед всеми выпускниками, встал вопрос, чем я хочу заниматься в будущем, какую профессию выбрать. Мой выбор пал на специальность "Гостиничный туризм". Однако буквально перед поступлением произошло какое-то переосмысление, и я поступил на факультет "Изобразительное искусство". Так, по воле Божьей я выбрал то, чем занимаюсь сегодня.
– Все же, кто на тебя повлиял с выбором профессии?
– В юные годы большое впечатление на меня произвел известный русский художник Бернандин, творивший неподалеку от моего дома. Помню, как каждый день бегал в его мастерскую и каждый раз удивлялся, как возможно такое писать. Мастерская его находилась на том месте, где сейчас церковь имени Георгия Победоносца в "Айтаре". Помню, как стоял за его спиной и не мог оторвать глаз от того, как он наносил краску на холст, и белое пятно холста несколькими движениями его руки преображалось и появлялось нечто необыкновенное, красивое. Наверное, именно Бернандин и Геннадий Лакоба в мои юные годы привили мне любовь к искусству.
– Был ли в твоей жизни момент, когда ты пожалел о выбранном пути?
– Скажу честно, да, у меня бывали моменты, когда сомнения порой одолевали меня, и часто задумывался о том, буду ли я заниматься живописью. Полное осознание правильно выбранной профессии пришло лишь несколько лет назад. В каком-то из интервью я рассказывал о том, что мать всегда хотела, чтоб я не останавливался и продолжал писать картины. С уходом матери в иной мир, я посмотрел на мир другими глазами. Я начал писать цветы, цветы, которые она любила. Дни напролет я писал цветы и только цветы. Я хотел сделать что-то, что порадовало бы ее. Так состоялась персональная выставка "Мамины глаза". В дни выставки мой отец каждый день посещал выставочный зал, радуясь тому, что я сделал это. В день закрытия выставки не стало отца. Сегодня я понимаю, что никогда не брошу живопись.
– Откуда ты черпаешь вдохновение, что тебя вдохновляет? Бывали моменты творческого кризиса?
– Я постоянно борюсь с собой. Наша жизнь — борьба. Мир не идеален, и мы в нем тоже. Постоянные потрясения, потери близких мне людей. Приходится настраивать себя и находить какой-то покой в душе, чтоб продолжать работу. Но именно кисть, палитра и холст позволяют мне смотреть на этот мир другими глазами, отключаться от земного и находиться в том мире, который я создаю сам. Мир красок, любви и надежды. Вдохновение я черпаю от своей семьи, детей, которые являются моим смыслом жизни. Творить мне помогают небожители, мои родители.
– Меняются ли акценты или сюжет твоих картин в зависимости от различных событий в жизни или просто со временем? Если да, то как?
– Я могу разделить свой творческий путь на два этапа. Жизнь "до" и "после". С окончанием университета писал больше в черно-белых тонах, тушью, карандашом. Было больше мрачных оттенков. Это были городские мотивы, здания, силуэты людей, графика.
Жизнь "после" наступила с уходом родителей в иной мир. Краски поменялись, сюжет кардинально изменился. Для меня открылся другой мир — мир ярких цветов, красок, оттенков. Лишь осознание того, что они хотели, чтобы я рисовал и радовал людей своим творчеством, позволяет мне писать.
– Творчество каких мировых художников вдохновляет тебя?
– Мы живем в такое время, когда художественная концепция немного поменялась. Многие картины связаны с силой мысли, фантазии. Меняются течения в искусстве, появляются новые методики в написании картин. Хотя я считаю, что картины маслом, акрилом, тушью никогда не устареют и будут актуальными. Я пытаюсь совмещать в своей работе смешанную технику. Классику с современными течениями. Из классиков моими кумирами могу назвать импрессионистов Ван Гога и Эдуарда Моне.
– А если говорить об абхазских художниках?
– У нас много достойных художников, важных деятелей искусства. Творчество каждого отличается, что и делает абхазское искусство интересным. Моему же внутреннему миру более близки Диана Воуба, Лаша Габелия и Батал Джопуа.
– Ты занимаешься творчеством по внутреннему зову или подходишь к искусству с коммерческой точки зрения? Как относишься к работам на заказ?
– Можно сказать, что по состоянию души, по внутреннему зову. Я занимаюсь тем, что люблю. Заказы не люблю и не беру.
– Не сложно ли расставаться со своими работами?
– Каждая картина мне дорога, так как с каждой связана своя история жизни, свой определенный момент.
– Есть ли среди твоих работ те, которые ты бы никогда и никому не отдал?
– Безусловно, есть. Бывают случаи, когда мне говорят, что тебе стоит еще одну такую же нарисовать. Однако это невозможно, так как в каждую из них я вкладываю свои эмоции, силы. Они даются нелегко.
– Что для тебя рисование? Увлечение или профессия?
– Думаю что увлечение, переросшее в профессию. Я получаю удовольствие от того, чем занимаюсь.
– Есть ли у тебя другие увлечения?
– Охота и рыбалка – это, наверное, самое большое увлечение. Лишь в горах я получаю умиротворение души, спокойствие, мир и покой. В горах я собираюсь с мыслями, черпаю новые силы и понимаю, что мне нужно, порой вижу образы, которые хочу нарисовать. Я не люблю шум, я наслаждаюсь звуками природы, тишиной.
– Как давно увлекаешься лепкой?
– Лепкой, как и рисунком, увлекся в детстве. Но осознанно лепить начал где-то лет десять назад. Я люблю экспериментировать и постоянно пробовать что-то новое. Мне захотелось сочетать краску с лепкой. Cначала пробовал на стенах подъезда, потом у себя дома. Это были виноградная лоза, корабли, абхазский дворик, потом я начал рисовать деревья. Затем перешел на холст. Решил сделать картины более фактурными, чтоб донести до людей красоту и силу дерева. Так появилась серия работ "Древо жизни". Многие из этих картин были представлены на выставке "Мамины глаза".
– Саид многие ценители искусства видят в них какую-то мистичность, а что ты хочешь показать этой серией картин?
– При ночном свете многие из них светятся. Дерево для меня — это символ земли и неба. Своими корнями оно уходит в землю, а ветвями тянется ввысь, соединяя нас с бесконечным небом. Я считаю, что деревья сами по себе обладают некой мистической силой. Еще в древности считалось, что дерево имеет душу. И через свои деревья хочу передать людям частичку своей души.
– Как появилась идея создать фреску "Дерево" в детской поликлинике?
– Мои знакомые предложили мне подарить картину детской поликлинике. Придя туда, я понял, что картины будет мало, и нужно сделать что-то такое, чтобы привлекло взгляд детей, которые приходят в поликлинику с не очень хорошими эмоциями. Так и появилась идея дать возможность детишкам ощутить волшебный мир сказок.
– Занимался ли ты чем-нибудь еще, кроме живописи?
– Меня всегда манил ремесленный труд, это у меня от отца. Отец делал необыкновенные вещи из дерева. Особенно хорошо у него получались абхазские апацхи. В какой-то момент я стал увлекаться ковкой ножей. И обучился этому ремеслу, затем лепкой из гипса. С детства увлекался игрой на пианино, аккордеоне. Бывает, что порой вспоминаю юные годы и играю на пианино.
– А твои дети, Саид, переняли ли какие-нибудь твои навыки?
– Моя младшая дочь Иоанна любит рисовать и часто преподносит мне сюрпризы в виде своих рисунков. Сын Кемал более музыкальный, любит играть на доли, танцевать. Это его стихия.
– Что можешь посоветовать тем, кто только начинает делать свои первые шаги в живописи?
– Могу сказать лишь одно, что иногда талант может стать настоящей ловушкой, поскольку он дает ленивому неплохую отговорку, чтобы не работать. Мировые художники, которыми мы сегодня восхищаемся, поднялись на такую высоту только потому, что работали больше всех. Нет другого способа, лишь усердная работа. Необходимо совершенствоваться.
Я понимаю, что стать хорошим профессиональным художником невозможно просто по мановению волшебной палочки. Я не считаю, что мой рост закончен. Я хочу научиться очень многому, хочу еще большего достичь в искусстве и привнести новые веяния в абхазское искусство.