Владимир Бегунов, Sputnik.
Цветение – лебединая песня агавы, после которой она погибает. Мы отправились посмотреть на редкое явление и пообщаться с хозяином растения.
Долго пробираемся на машине по бездорожью. Наконец останавливаемся возле большого дома с балконом на весь этаж. Нас встречает хозяин Алексей Вартикян. Ему восемьдесят лет, но выглядит, минимум, лет на двадцать моложе.
"Вас тоже заинтересовала наша агава?— спрашивает хозяин. — Заходите, покажу. Интересное явление, я впервые в жизни вижу. Из ботанического сада звонили, тоже интересуются. Хотели приехать, но что-то никак, может, из-за бездорожья."
Мужчина улыбается. Дом на окраине Сухума по улице Гочуа когда-то принадлежал брату нынешнего владельца, Карапету Вартикяну.
"Брат работал в колхозе, но на всю республику был известен своим увлечением, разведением роз, — рассказал Алексей Вартикян. — В начале восьмидесятых годов этот двор получил звание лучшего в стране."
По словам брата, у покойного Карапета Вартикяна во дворе росло 930 сортов роз. Три из них он вывел сам.
" К нему часто приезжали в гости известные люди, узнав о его увлечении, — поделился воспоминаниями Алексей Вартикян. – На этом балконе сидел Константин Симонов, за два дня до войны с Грузией здесь гостил Микаэл Таривердиев."
Когда пятидесятилетняя агава пошла в рост, Алексей Вартикян сначала не заметил.
"Это было почти месяц назад, она за двое суток пустила пятиметровый стебель, — доложил хозяин. — Я собирал шелковицу и удивился, кто тут столб вбил?"
Сейчас стебель вырос до семи с половиной метров, выпустил корзинки и начал расцветать.
"На черноморском побережье в основном распространена агава американская, — объяснил завотделом интродукции растений Института ботаники Академии Наук Абхазии, профессор Сергей Бебия. — Живет это растение в среднем около тридцати лет, размножается отростками от корня. В конце жизни выбрасывает стебель несколько метров в высоту, на котором располагаются соцветия. После цветения агава умирает. У нас в ботаническом саду я помню три случая цветения агавы. Кстати, это не только редкое и красивое растение, но и полезное – настойка из ее листьев обладает противовоспалительными свойствами."
Хозяин нынешней цветущей агавы — в прошлом летчик. Он рассказал, как в 1985 году к нему в гости наведалась немецкая делегация, но первыми гостями стали чекисты.
"Сначала мы в Германию ездили от Аэрофлота по обмену опытом, а потом немцев к нам прислали. Решили встречать их здесь, в доме брата, вместо ресторана. Приходили люди из КГБ, осматривали дом, дали добро, поняли, что тут уютней будет, чем в любом ресторане", — погрузился в воспоминания Алексей Вартикян.
Сейчас тех роз уже не осталось, Карапет Вартикян умер в конце девяностых, а агава, помнящая знаменитых гостей и славу этого дома, решила распуститься, чтобы потом умереть, как умирают эпохи, как проходит время, оставляя лишь память.