О том, каковы перспективы социального-экономического развития Республики Абхазия, Sputnik побеседовал с руководителем Фонда Международного делового сотрудничества Вахтангом Пипия.
– Вахтанг Ахрович, насколько, с вашей точки зрения, серьезны те проблемы в социальной и экономической сферах Абхазии, о которых нередко говорят представители оппозиции?
– Развития не бывает без проблем. Более того, развитию всегда предшествует кризис. Знаете, как слово "кризис" переводится с греческого языка? Как "переход", "перелом". И этот перелом может закончиться как катастрофой, так и оздоровлением общества. Я по природе своей оптимист и считаю, что нынешние политические дискуссии – нормальный процесс. В них рождается истина, и может родиться, как я считаю, понимание того пути, которым должна двигаться вперед Республика Абхазия.
– Вы считаете, что власть сделала выводы из тех выступлений оппозиции, которые привели к референдуму и столкновениям у здания МВД, после чего с удвоенной энергией возьмется за дело? Вы думаете, что у руководства республики получится реализовать те задачи, которые оно сегодня перед собой ставит?
– Полагаю, что все получится, но при двух основных условиях. Первое условие у власти сегодня имеется. Эта та поддержка, которую нам оказывает Российская Федерация.
Ваше издание, насколько мне известно, внимательно следило за ходом недавнего визита в Абхазию представительной делегации из России во главе с помощником президента РФ Владиславом Сурковым.
Эта встреча в очередной раз показала, что российское руководство не только четко выполняет все свои обещания, но даже наращивает меры поддержки Абхазии.
Радует не только увеличение (более чем в два раза) финансирования со стороны России основных направлений Программы социально-экономического развития Республики Абхазия, но и то, что планомерно реализовываются подписанные ранее соглашения в части обороны и правоохранительной деятельности.
– Вы сказали, что правительство сможет реализовать свою программу при двух условиях. Одно из них назвали, а каково второе условие?
– Что касается второго условия, то его еще только предстоит сформировать. Это условие – привлечение к бизнесу, социальным программам и общественным акциям максимального большинства наших граждан. Важно, чтобы каждый гражданин Абхазии мог принять участие в развитии республики, для чего нужны публичные обсуждения каждого инвестиционного проекта и другие инструменты участия общества в принятии важных для страны решений. Необходимо возродить доверие людей друг к другу и наладить конструктивное взаимодействие общественных и властных институтов. Невозможно приступить к реальной работе на благо страны, не преодолев сложившуюся конфронтацию.
Не менее важно, чтобы республика перестала быть нахлебником, и чтобы у нас заработала, наконец, своя собственная, суверенная и самодостаточная экономика, приносящая прибыль в госбюджет. Конечно, на данном этапе развития, как и в среднесрочной перспективе, у нас нет возможности стать полностью суверенным государством, и мы будем во многом продолжать зависеть от финансовой помощи стратегического партнера. Но чтобы снизить эту зависимость, необходимо улучшать инвестиционный климат и привлекать российских предпринимателей для реализации совместных проектов, развивать сельское хозяйство, туризм и другие области.
В ноябре прошлого года Фонд международного делового сотрудничества подписал договор о взаимодействии с Институтом ЕАЭС, в результате чего мы договорились о совместном мониторинге проектов, реализуемых в республике и, в частности, об организации общественного контроля за тем, чтобы реализация инвестиционных проектов в Абхазии носила открытый характер. Полагаю, что каждый житель нашей республики должен иметь доступ к информации о том, сколько денег планируется потратить на проекты развития и в каких отраслях планируется получить конкретный эффект.
– Но, насколько нам известно, правительство республики отчитывается перед Парламентом по итогам каждого года.
Да, но уже после того, как деньги потрачены. Думаю, что нужно детальное обсуждение бюджета республики на старте – и не только в Парламенте. Причем, оно нужно не только для того, чтобы определить объемы будущих затрат, но и сам перечень планируемых проектов.
Не будем забывать, что власть избирается для того, чтобы служить народу. У нас же зачастую получается наоборот, и люди узнают о принятых решениях постфактум. Этим объясняется и их крайне низкая активность в текущей политической жизни страны. Эту ситуацию нужно менять. Увеличивая общественную активность, мы сможем поднять уровень доверия между обществом и властью, диверсифицировать ответственность за принятые решения, снизить общую социальную напряженность и, в конечном итоге, сделать эффект от инвестиционных проектов более адресным.
– Как вы думаете, у правительства есть понимание, куда нужно двигаться и какие проекты должны стать локомотивными?
Президент страны, подводя итоги рабочих совещаний с российской делегацией в конце минувшей недели, отметил, что первоочередными проектами правительства республики он видит проекты в сфере строительства дорог, а также строительства различных инфраструктурных и социальных объектов. Он отметил также, что нам необходимо ускоренными темпами развивать такие традиционные для нашей страны отрасли, как сельское хозяйство, туристическая сфера и энергетика.
Действительно, нет ничего плохого в том, что Абхазия станет в полном смысле слова "мандариновой республикой" (тем более, что она таковой давно является) и завалит цитрусовыми всю Россию. Россия – это колоссальный рынок, и мы можем быть там вне конкуренции, если немного постараемся.
Что нам не хватает для этого? Думаю, не хватает мощностей по приему продукции от населения в виде нескольких крупных акционерных холдингов, которые бы могли ускорить доставку сельхозпродукции потребителю и нарастить объемы этой доставки.
Полагаю, что совладельцами этих холдингов должны стать местные муниципалитеты. Это бы стало мощной инфраструктурной инновацией, преобразившей всю экономическую систему республики.
– Ну а как же туризм? Ведь это еще более перспективная отрасль. Тем более, что, к примеру, россияне не торопятся возвращаться на турецкие пляжи.
Вы правы. Пока россияне не вернулись на турецкие пляжи, необходимо предложить им такие конкурентоспособные туристические и санаторные услуги, от которых они не смогли бы отказаться. Наш Фонд внимательно изучает те планы, которые сегодня имеются в правительстве республики по данному вопросу. Полагаю, что уже в ближайшем будущем мы поделимся с вами своими соображениями по данной проблеме.