Генеральную репетицию постановки провели поздним вечером во вторник 2 августа.
Sputnik, Анжелика Бения.
Режиссер-постановщик оперы "Медея", Народный артист России Александр Титель, разместившийся где-то на краю пустого зала, давал артистам указания.
Несмотря на то, что это была репетиция, на сцене чувствовалось легкое волнение, от которого накал страстей был еще ярче.
Репетировать "Медею" мешала открывшаяся поблизости винная лавка, к которой артисты из Москвы подбегали попробовать местного вина, досаждали и местные насекомые, слетевшиеся на свет софитов.
Часто делая десятиминутные "перекуры", на сцене свои партии репетировали артисты театра. И вдруг набережную Диоскуров заполнил яркий голос Медеи, вокал Хиблы Герзмава не узнать было невозможно. Выйдя на сцену в летнем черном платье, Герзмава не жалела голоса и требовала от партнера распеваться как надо. Ясон – Николай Ерохин — тоже был "в летнем варианте", в бирюзовой сорочке и шортах.
Видео с репетиции смотрите здесь >>
Фотоленту с репетиции смотрите здесь >>
Фестивалю ничто не помеха, уверен заместитель министра культуры Абхазии Батал Кобахия.
"Совпало два события, одно — очень печальное, другое— радостное. Это, можно сказать, наша судьба у абхазов, когда и плохое, и хорошее всегда рядом. Мы простились с Фазилем Искандером. В эти два дня решался вопрос, нужен ли этот фестиваль. Хибла очень переживала, но решилась. Несмотря ни на что, этот фестиваль состоится. Ни погода, ни насекомые — ничто ему не помеха", – сказал Кобахия.
По словам замминистра, это будет одно из самых знаменательных событий в Абхазии и не только. Так как раритетную "Медею" на улице еще не исполняли.
"Хибла хотела, чтобы 15-й фестиваль запомнился зрителям. Но самое главное, что фестиваль привлекает много внимания международной общественности к месту события, к Абхазии", – отметил Кобахия.
Помогать солистам превратить превосходную партитуру в шедевр будет оркестр. Мощно и красочно звучит его музыка, на грани джаза и барокко, написанная композитором Луиджи Керубини в XVIII веке.
Заслуженный артист Абхазии, музыкальный руководитель постановки Феликс Коробов в республике бывал уже много раз, это уже пятый фестиваль дирижера.
"Мы очень рады, что смогли осуществить этот сумасшедший проект, который сошелся благодаря желанию многих людей, в первую очередь Хиблы. Она давно хотела привезти на свой фестиваль полноценный спектакль нашего театра и, наконец, такая возможность представилась, и мы привезли "Медею" сюда", – сказал Коробов.
По мнению дирижера, спектакль "Медея" подходит именно для Сухума.
"Мы играем в естественных декорациях. Место действия оперы совпадает с тем местом, где мы играем, это, конечно, придает особый аромат постановке и особые трепетные чувства, которые мы испытываем на этой сцене", – добавил он.
Коробов назвал редким случаем, что спектакль поставят на площадке под открытым небом абсолютно в том же виде, в котором он идет в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
"Несмотря на то, что фестиваль пройдет на открытом пространстве, нет никаких скидок. В спектакле не было никаких изменений. "Медея" будет показана так, как мы ее ставим в нашем спектакле, только добавляются естественные декорации природы. Безумно красивый вид, который открывается с верхних рядов. На фоне сцены видно море, которого в нашем театре нет, но подразумевается", – заметил дирижер.
От фестиваля к фестивалю можно заметить, как страна оживает, отметил Коробов.
"Этот фестиваль является стержнем, который почти 15 лет цементирует культурную жизнь Абхазии. Мы помним, как мы приехали на первый фестиваль, когда еще какие-то части пляжа не были разминированы, когда была абсолютная разруха и постепенно, от фестиваля к фестивалю, мы замечаем, как страна оживает, как люди начинают улыбаться и оптимистично смотреть в будущее", – завершил музыкальный руководитель постановки "Медея".
На сцене огромные берегозащитные сооружения — тетраподы художника Владимира Арефьева. Может показаться, что сделаны они из бетона, однако наблюдая, как быстро их перемещают по сцене, понимаешь, что они намного легче, чем ты их себе представлял, потому что сделаны из набора разных материалов, начиная от пластика и кончая овсянкой.
Опера "Медея" одного из основоположников парижской консерватории Луиджи Керубини долгие годы была забыта после премьеры в 1797 году. Второе рождение "Медея" получила в 1953 году, когда заглавную партию спела Мария Каллас. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко на сегодняшний день "Медею" поет Хибла Герзмава.
Международный Фестиваль "Хибла Герзмава приглашает…" был основан в 2001 году и ежегодно проходил в Абхазии, а в 2014 году расширил свои границы и прошел в Москве, на сценах Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и в Большом зале консерватории имени П. И. Чайковского. В 2015 году XIV фестиваль открылся в золотых стенах знаменитого зала Музикферайн в Вене, а в 2016 году был открыт в швейцарском Санкт-Морице.