Бадри Есиава, Sputnik
Несравненная Хибла Герзмава и царица Медея
В образе Колхидской царицы в исторически значимом для Абхазии месте, "Сухумской крепости" на набережной Диоскуров, предстала несравненная оперная дива Хибла Герзмава.
К фестивалю "Хибла Герзмава приглашает…" готовились сотни людей, министерства, ведомства и организации, в том числе и информационный партнер фестиваля — агентство Sputnik Абхазия.
К "Сухумской крепости" я пришел примерно за полтора часа до начала и первое, на что обратил внимание – набережная с двух сторон была закрыта, чтоб никто из зевак или безбилетников не пробрался. За этим пристально следили сотрудники правоохранительных органов.
Первое, что пришло на ум – это слова, прозвучавшие на встрече с генеральным директором Государственного русского театра драмы Абхазии Ираклием Хинтба о том, что будут приняты беспрецедентные меры безопасности. Не преувеличил, подумал я. Прошел через кордон только после того, как предоставил свою пресс-карту и показал диктофон, как окончательный аргумент подлинности моих документов.
С черного хода зашел на территорию "Сухумской крепости", где уже была готова сцена, оркестровая яма, амфитеатр вместимостью 1030 человек. Был удивлен необычайным спокойствием, царящим в месте, где всего через час с лишним должен был пройти спектакль с мировой звездой в главной роли и труппой одного из ведущих театров России. Было тихо, не считая негромких разговоров организаторов и почти невидимого хождения персонала. Оглянувшись вокруг, понял, что лучше не нарушать это хрупкое спокойствие навязчивыми журналистскими вопросами и выйти на набережную.
Во время записи своих наблюдений в блокнот, ко мне подошли женщины с вопросом.
"Простите, а фестиваль Герзмава здесь пройдет?" — спросили они.
"Да", — ответил я.
И у нас завязалась интересная и долгая беседа. Женщины интересовались программой фестиваля, во сколько начало и где можно приобрести билеты. Рассказав о фестивале все, что я знал, а знал я многое в силу своей работы, к концу общения мне пришлось их расстроить тем, что билеты были раскуплены в первый же день.
"Очень жаль. Я была на всех концертах Хиблы, которые проходили в Москве, и грустно, что на ее родине у меня такой возможности нет", — поделилась своей печалью одна из собеседниц.
"Ну, ничего не поделать уже. Единственное, можно будет посмотреть прямую трансляцию на площади, чуть дальше по набережной", — попытался успокоить я женщин.
Прощание без приветствия…
Было объявлено, что спектакль начнется в 20:00, но позже организаторы сказали, что он переносится на час. Тогда я решил еще раз пройти в "Сухумскую крепость" и посмотреть, не изменилась ли там обстановка.
Изменилась.
Одни устанавливали части декораций, другие карабкались по железной конструкции сцены, проверяя освещение. В гримерках уже начали открывать свои "волшебные" чемоданчики стилисты, а актеры, не торопясь, заходили туда. Хибла Герзмава и режиссер спектакля Александр Титель что-то увлеченно обсуждали, поглядывая в сторону сцены и декораций.
Увидел недавнего знакомого, сопродюсера фестиваля Александра Карамушко, с которым общался всего несколько дней назад. Тепло поприветствовав друг друга, я спросил о его настроении и есть ли волнение перед спектаклем. На что он совершенно спокойно ответил, никакого волнения нет, с технической стороны все готово, и заминок не будет точно.
Всем бы такую уверенность в столь важной работе, подумал я.
Остались считанные минуты до начала, и вход в амфитеатр уже открыли для публики. Девушки в ярких вечерних платьях, мужчины в строгих костюмах направились вглубь фестивальной площадки. Почему-то многие торопились. Видимо, практика того, что наличие билетов не дает гарантий занять свое место, их беспокоила.
Мне уже пора было возвращаться в редакцию, я снова вышел на набережную и с легкой грустью направился к машине, как вдруг вдалеке увидел девушку в ярко желтом платье и с огромным рюкзаком на плече. Узнал ее не сразу, так как солнце уже укрылось за морским горизонтом, а подойдя ближе, признал коллегу, которая, как и все остальные, торопилась на спектакль с техникой для съемок в рюкзаке.
"Давай помогу. Негоже девушке в таком платье таскать рюкзаки", — попробовал хоть ненадолго стать джентльменом я.
Доведя до главного входа, отдал рюкзак и попрощался.
"А ты не идешь?" — спросила она.
"Нет, надо на работу. Не судьба мне, видимо, встретиться с Медеей", — сказал я, взглядом прощаясь с местом, где будет "править" Колхидская царица.
Вмешался "другой" режиссер
Уже по пути домой начался другой "спектакль". Стали срываться первые капли дождя, которые буквально за несколько минут превратились в один сплошной поток воды с грозой.
Освещение на главной трассе погасло, видимость нулевая, остановился на обочине. Решил переждать. Открыл рабочую переписку в телефоне. И все встало на свои места. Коллеги сообщали, что дождь начался в кульминационный момент спектакля, когда Медея, обращаясь к небесам, прокляла Ясона за то, что он ее отверг.
Совпадение или нет, сказать сложно, но вспомнились слова режиссера спектакля Александра Тителя, которые он сказал на пресс-конференции в Sputnik.
"Это опасный перенос спектакля из закрытого театра в открытое пространство, которое окружено удивительной природой и где уже другой режиссер — Господь Бог", — сказал тогда маэстро.
Труппа и зрители пошли наперекор стихии. Все очень сильно ждали этот праздник. Спектакль оперативно перенесли в драматеатр. Медея сыграла предначертанную ей роль.