О том, каких версий сегодня придерживается наука в отношении происхождения моря и о процессах в его глубинах, рассказал корреспонденту Sputnik Владимиру Бегунову доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Академии Наук Абхазии Январби Экба.
Подводные источники
— Январби Алиевич, сейчас в науке есть единое мнение о том, как образовалось Черное море?
— Десятки миллионов лет назад Средиземное, Черное, Азовское и Каспийское моря были единой водной поверхностью, затем начали образовываться горы. Если вы посмотрите на карту, то увидите, что горные хребты между 41 и 45 параллелями тянутся от Атлантического до Тихого океанов: Пиренеи, Альпы, Кавказские горы, Памир, Тибет. Они и разделили один водоем на несколько морей.
А вот по поводу образования сероводорода на глубине существует две версии. По одной, он образовался за счет разложения тел погибших животных, фитопланктона, отходов метаболизма. Из-за большой глубины моря глубинные и поверхностные слои разной плотности не перемешиваются, и воды на глубине свыше 150 метров оказались заражены сероводородом. Мне ближе другая версия. По всему черноморскому побережью есть много термических сероводородных источников, а на Таманском полуострове — даже термические вулканы. В них сероводород выделяется из недр земли. Скорее всего, на дне моря есть разломы, через которые сероводород попадает в море из подземных глубин.
— На планете есть еще подобные сероводородные моря?
— Озера есть, морей нет, Черное море в этом отношении уникально.
Неизведанные глубины
— Существуют ли сейчас для ученых тайны Черного моря, которые до сих пор не разгаданы?
— Да, конечно. К примеру, мы не можем точно сказать, как появляются значительное волнение в Черном море, которого здесь из-за большой глубины и отдаленности от океана быть не должно. В Черном море приливно-отливные волны слабо выражены, однако временами случаются сильные штормы, когда высота волн достигает 8-10 метров. В 1960-х годах затапливало Пицундские санатории, первые этажи были занесены песком. В 1999 году в Сухуме был сильный шторм, разрушивший здания возле маяка. Тогда дома на расстоянии сто-двести метров от прибрежной полосы были занесены илом и песком. Многие жители переселились оттуда в другие районы. Мы понимаем, что природа этих штормов ветровая, но механизм их возникновения требует изучения.
Кроме того, мы не знаем, что там, на больших глубинах. Есть области, где собирается газ, где со дна сочится нефть и растекается пятнами по поверхности. Поэтому нефтедобыча в Черном море непредсказуема и может привести к экологической катастрофе, как это было десять лет назад в Мексиканском заливе, когда по непонятным причинам огромное количество нефти вылилось на поверхность. Благо, что разведанные запасы нефти здесь нерентабельны для добычи.
Разрушение берегов
— Как происходит взаимодействие Черного моря с другими морями?
— Черное море относится к Атлантическому бассейну. Вообще вся территория Европы, да и значительной части Азии зависит именно от Атлантического океана. Циклоны из Сибири к нам редко заходят, в основном зимой. В Черное море, у которого соленость 18 промилле (18 граммов соли на кубический метр воды), поступают более соленые воды через пролив Босфор (22 промилле). Это поверхностное течение, на глубине идет другое, по которому более пресные воды Черного моря через Мраморное разбавляют соленые воды Средиземного моря. Такое же взаимодействие происходит с Азовским морем, которое еще более пресное. Средняя же соленость мирового океана – 35 промилле.
— За время своего существования Черное море сильно меняло свои берега?
— Нет. Черное море стабильно из-за значительной глубины. Шельфовых зон в нем мало, и уже на расстоянии 100-150 метров от берега идет покатый материковый склон почти под углом 45 градусов. Хотя постепенно море наступает на сушу, разрушая береговую линию. Процесс медленный, 2-3 миллиметра в год. В Абхазии это особенно заметно в Очамчыре и Мюссере. Возле мюссерской дачи Горбачева есть узкоколейная железная дорога. Раньше она шла на расстоянии около ста метров от берега, а теперь проходит по самому краю обрыва.
Вулканы и экология
— Так ли сильно море влияет на климат?
— Конечно, влияет, это аккумулятор тепла. Оно медленно нагревается, но и медленно остывает. Поэтому летом в Абхазии не бывает слишком жарко, а зимой слишком холодно. Но на климат влияет еще множество факторов, которые тоже надо учитывать. Вот, к примеру, вулканы. Казалось бы, какая связь между похолоданием в Абхазии и извержениями в южном полушарии? А она есть. Вот, смотрите, в 1991 году извержение вулкана Пенатубо на Филиппинах понизило температуру всей планеты на 1,5-2 градуса на два года. В Абхазии низкие температуры 1992-1993 годов были связаны с ним. Вулканы во время мощных извержений выбрасывают пепел в стратосферу, где не образовываются облака, и частички пепла обволакивают землю, препятствуя солнечным лучам. Извержение исландского вулкана в 2010 году так же привело к временному похолоданию на всей планете. На земле все взаимосвязано, в Абхазии 2010 год из-за этого извержения выдался самым жарким, а 2011 – самым холодным за последние двадцать лет.
— Какова экология Черного моря у берегов Абхазии?
— Побережье Абхазии – единственное на черноморском побережье, пригодное по всем параметрам для рекреации. В других местах вода в прибрежной полосе очень грязная, особенно в районе Большого Сочи и Туапсе. В Абхазии есть проблема с очистными сооружениями, сбросом нечистот в море, но здесь нет грязных предприятий и население невелико, поэтому все эти сбросы растворяются в море, не принося особого вреда экологии. Хотя сюда приносит битумную нефтяную фракцию из грязных портов Батуми и Поти. У нас проблема с браконьерами. Сейчас введены квоты на вылов, а в 90-х годах ХХ века турецкие траулеры вели лов варварским способом, в результате чего исчезла камбала, осетр. Местные браконьеры электроудочками нарушили нерестилища осетровых в реках. Вообще же, чем богаче страна, тем больше она защищает природу, имеет возможность выделять средства на экологические программы, готовить специалистов. Абхазия до недавнего времени была белым пятном в экологическом мониторинге Черного моря, сейчас мы готовим наших специалистов-экологов в Абхазии и в российских вузах.