Sputnik, Бадри Есиава.
Маленькая "Тойота" против большой волны
В третий день августа, во время обильных дождей в столице Абхазии, из берегов вышла река Сухумка. В спокойном состоянии эта речушка не вызывает никакого опасения и подозрения, но в ненастную погоду, как рассказали очевидцы, она способна сносить кирпичные стены и забирать с собой целые автомобили.
На берегу Сухумки, по улице Студенческая, живет 26-летний Отар Какалия с семьей, и та злополучная ночь, когда он навсегда распрощался со своей малолитражкой "Тойота Ярис", запомнится ему надолго.
"В ту ночь я как обычно поставил машину у дома, шел ливень, но обычно вода доходила только до колес. Думал, что на этот раз будет то же самое, а ближе к часу ночи позвонил мой друг, который пытался попасть в район "Виэма", и сказал, что из-за сильного потока воды он не может проехать туда. Я вышел посмотреть, что происходит на улице", — рассказал Отар Какалия.
На улице он не сразу разглядел обстановку вокруг дома, так как не было электричества, слышался лишь гул потока воды. Прищурившись, увидел, что уровень воды поднялся больше, чем обычно, а машины уже не было у ворот дома. Ничего не поделать, подумал он, считая, что машину прибило где-то неподалеку. На рассвете, даже самые его пессимистические прогнозы оказались несбыточным желанием.
Маленькая "Тойота" 2007 года выпуска, ценой свыше 300 тысяч, застряла под мостом.
"Когда я увидел ее, понял, что ремонту не подлежит, но оставлять машину там было нельзя, она преграждала путь воде, и из-за нее речка могла снова выйти из берегов даже без сильного ливня", — поделился Отар.
Приехали коммунальные службы столицы и МЧС, которые еще больше огорчили автовладельца. Машину целиком невозможно вытащить, придется распиливать на несколько частей, сказали Отару спасатели.
Сейчас синие куски "Тойоты" Отара Какалия, по которым невозможно даже определить марку этой машины, лежат на берегу реки Сухумки.
"Жалко, конечно, машину, но главное, что никто из людей не пострадал", — утешает себя Отар.
Он рассказал, что Сухумка стала разливаться около пяти лет назад, но такого уровня и такой мощи никто из старожилов не видел. Причиной этому Отар считает загрязнение речки.
"Утопленники" на дорогах Сухума
После потопа в Сухуме работы в столичных автомастерских прибавилось в разы. Менеджер одной из таких мастерских Ираклий Джишкариани рассказал, что машин, побывавших в воде, к ним поступило около двадцати.
"За первые три дня после ливней к нам начали привозить машины, которые пострадали от потопа. Около двадцати разных марок и моделей. Среди них и дорогие автомобили, к примеру, "Mercedes-Benz Gelandewagen и 211-й", "BMW Х5", "Lexus RX 300, AS250", — рассказал Джишкариани.
В первую очередь, добавил менеджер автомастерской, необходимо разобрать салон "утопленников", произвести химчистку, сушку и снова поставить все обратно, но это надо делать качественно, иначе в салоне останется неприятный запах сырости. И стоит вся эта работа от 20 до 25 тысяч рублей.
Но это еще не самый дорогой ремонт. Попадание воды в автомобиль может привести к гидроудару двигателя, поломке коробки передач, проблемам с электрикой, вплоть до полной замены всех проводов и "мозгов" (компьютерный блок управления — ред). А на внедорожниках необходимо заменить масло в мостах и раздатке.
Ваган Аракелян занимается продажей автомобилей на одном из Сухумских рынков, и ночь с 3 на 4 августа он провел на работе из-за бушующей непогоды.
"Был сильный ливень, шел град иногда размером с перепелиное яйцо, упала ветка от ветра рядом с машиной. Я всю ночь провел на рынке, слава богу обошлось без происшествий", — рассказал Аракелян.
Продавец со стажем считает, что "утопленники" автоматически теряют в цене от 30 до 40%, в зависимости от того, насколько машина погрузилась в воду. Если вода поднялась до панели приборов, то со временем окислятся все контакты и провода, начнутся проблемы с приборами.
Такие машины честным людям очень тяжело продать, сказал он, но даже, если кто-то попытается скрыть состояние машины, человек, разбирающийся в них, сразу поймет.
"Понять, тонула машина или нет, можно, разобрав обивку, потому что ил, который попал в автомобиль, вывести очень тяжело, а если сушка салона была проделана недостаточно хорошо, появляется неприятный запах, от которого уже не избавиться. Годом или двумя позже может начаться коррозия кузова", — отметил Ваган.
После наводнения в Сухуме в течение еще нескольких дней, а на некоторых улицах до сих пор, можно увидеть слои грязи и пыли, которая прилипает к автомобилям и пешеходам. На автомойках очереди. На одной из них в центре столицы в день принимают до 40 машин, вместо привычного количества в 20-25 машин.