Анжелика Бения, Sputnik.
Заслуженный деятель искусств, Народный артист Республики Абхазия, кавалер ордена "Ахьдз-Апша" III степени Леонид Чепелянский широко известен как в Абхазии, так и за ее пределами. Музыка Чепелянского звучит во многих фильмах, в том числе по мотивам рассказов Фазиля Искандера – художественный фильм "Время счастливых находок".
Музыка, написанная Чепелянским, звучала в различных спектаклях.
С мелодии "Кьараз" ("Шәнеибац") Леонида Чепелянского началась первая передача Абхазского телевидения, вышедшая в эфир 6 ноября 1978 года. Долгие годы на абхазском радио и телевидении звучали музыкальные позывные, написанные композитором.
Уроженец Сухума, потомственный педагог (мать и бабушка композитора — заслуженные учителя Абхазии) Леонид Чепелянский преподавал теоретические дисциплины в Сухумском музыкальном училище имени Алексея Чичба, более 50 лет он посвятил музыкальному просвещению Абхазии.
Музыковед Асида Царгуш, так же, как и Чепелянский в свое время, преподает теоретические дисциплины в музыкальном училище. Коллега композитора рассказала, каким она запомнила Чепелянского.
"40 лет назад мы впервые с ним встретились. Помню его педагогом, который особо близко к себе учеников не подпускал, он не любил задушевных бесед, не особо был открыт для общения. Бывал резок, не очень казался эмоциональным. Когда я стала взрослее и познакомилась с его творчеством, никак не могла понять, как такого темперамента человек может писать такую музыку. Потому что его музыка, она потрясающая, нежная, лиричная, одухотворенная. В музыке, видимо, его душа раскрывалась", – рассказывала Царгуш.
По ее словам, творчество композитора — это свидетельство его любви к музыкальному фольклору абхазов.
"По моему мнению, из всех не абхазоязычных композиторов он тоньше всего чувствовал абхазскую культуру. Видимо, он был настолько музыкально одарен, и его слух был настолько совершенен, что он как-то органично, неназойливо, не через примитивные формы растворял в своих произведениях абхазскую народную музыку. Он как-то сочетал джаз, блюз с поп-культурой, с шансоном. Чепелянский виртуозно играл на фортепиано, он много импровизировал, любил джазовые импровизации. Его приход всегда был заметен, он всегда ходил быстро, говорил громко, все его жесты были резкими, и играл он на фортепиано очень эмоционально, несмотря на то, что в жизни он был не очень эмоциональным человеком", – добавила Царгуш.
Последние годы своей жизни композитор активно работал в жанре эстрадной песни, сочетая стилистические особенности абхазских народных песен с некоторыми элементами джаза, что делало его музыку популярной.
Обладатель многих международных наград Тимур Тания рассказал, каким он запомнил Чепелянского.
"Профессионал своего дела, выдающийся композитор, написавший много хороших песен для абхазских исполнителей. Музыка Чепелянского разносторонняя. Он писал не для всех. В последнее время писал только для Джансуха Чамагуа. Он искал подходящий к его музыке голос и по тембру, и по подаче и нашел Чамагуа. Они тесно сотрудничали, позже и я примкнул к этому творческому дуэту. Все композиции, которые писал Чепелянский, мы пели с Джансухом вместе", – сказал Тания.
Супруга композитора, Наталья Чепелянская, рассказала, каким был композитор вне работы.
"Когда он сочинял, это такой процесс, к которому я долго привыкала. Одни и те же аккорды перебирал часами. В начале у меня не хватало терпения, потом я привыкла к тому, что мой супруг музыкант. Он любил слишком эмоциональную музыку, мелодичную, но резкую. У него был абсолютный слух. Не мог переносить, когда слушал пластинки с помехами. В последнее время дома мы поставили спутниковую тарелку, он включал канал классической музыки и слушал его часами", – призналась Чепелянская.
Сам композитор в одной из своих публикаций писал: "Абхазское музыкальное народное творчество – отражение всей истории народа, ее радостей и горестей. Веками создавались эти музыкальные памятники, позволяющие судить о духовной жизни абхазского народа, его мироощущении, борьбе за свободу и независимость родины. И сегодня, как никогда, весомо звучит мысль о том, что победить народ, создавший такие яркие героические песни невозможно".
Музыка – душа народа, говорил Чепелянский. Композитор писал:
"Все мы сейчас переживаем огромные трудности, и может показаться, что сейчас народу не до музыки. Но абхазы, как и многие другие народы, и в трудные, и в радостные времена украшали свою жизнь песнями и танцами. И не остановить эту многовековую традицию. Наша задача состоит в том, чтобы параллельно с народной развивалась и совершенствовалась профессиональная музыка, чтобы новые песни Апсны зазвучали в различных уголках Земли, являясь посланником мира и дружбы всем людям планеты". (газета "НПА", 30.09.1997).
Член Союза композиторов Абхазии, педагог Сухумского государственного училища Леонид Чепелянский родился 10 августа 1941 года. В 1960 году окончил Сухумское музыкальное училище по классу фортепиано. В 1965 году – Киевскую консерваторию по классу композиции. С этого года и до конца своей жизни преподавал музыкально-теоретические дисциплины и композиции в Сухумском музыкальном училище.
В 1971 году вступил в Союз композиторов СССР, а также вел активную творческую деятельность. В эти годы композитор наиболее продуктивно работал в области симфонической и камерно-инструментальной музыки. Среди сочинений этого периода творчества увертюры "Абхазская", "Дмитрий Гулия", "Праздничная" и другие. После продолжительной болезни в октябре 2010 года композитор скончался.
50 лет творческой деятельности композитора, его заслуги были оценены правительством Абхазии. В 1984 году Чепелянский был удостоен звания Заслуженный деятель искусств Абхазии, в 2004 году за заслуги в развитии музыкального искусства Абхазии был награжден орденом "Ахьдз-Апша" III степени.