Асида Квициния, Sputnik
С момента появления фотографии популярность ее не перестает угасать и в современном мире, каждый год техника становится лучше и доступнее, что и стало причиной появления фотографий все более разных видов и жанров. Наблюдая массовое увлечение фотографиями, появляются разные дискуссии о том, где начинается профессиональная фотография и заканчивается любительская. Фотоискусство, как и любое другое искусство, требует признания. Стоит ли за ним гнаться?
Фотограф, оператор, режиссер и редактор газеты "Форум" Ибрагим Чкадуа считает, что на данный момент фотографическая техника стала доступной и популярной частью ежедневных атрибутов, что привело к пику популярности фотографий во всем мире. Но плохого в этом нет, так как это происходило во все времена, количество переходит в качество, и найдутся люди, которые будут заниматься фотографиями профессионально, создавая шедевры, добавил он.
Профессия фотографа имеет несколько важных этапов, один из которых — это момент, когда фотографу необходимо определиться в своем стиле и найти предпочтение в жанрах фотографии, считает Ибрагим Чкадуа.
"Когда фотограф достигает определенного знания ремесла, ему необходимо найти свой стиль, свои темы и жанры, которые ему подходят и находят отклик среди зрителей. Жанровое фото для меня — это фотографии для души, которые могут говорить о стране, об эпохе или о каком-то значимом периоде. Например, знаменитую Брехаловку снимали множество раз, обычную жизнь, которая там протекает. Каждый день люди там пьют кофе, отдыхают и играют в домино, такие повседневные ситуации, необходимо фотографировать на эмоциональном пике. Этот пик может быть не только в человеческих эмоциях, его также можно найти в освещении или каком-то особенном моменте", — рассказал Чкадуа.
Как объясняет Ибрагим Чкадуа, чтобы создавать хорошие снимки, фотограф должен обладать определенными качествами, и чтобы лучше передавать образ людей, необходимо постоянно работать над собой.
"Я всегда всем советую много читать Чехова, Гоголя и нашего Искандера. Например, Чехов двумя мазками мог нарисовать целый образ человека, и перед твоим взглядом появляется вся жизнь этого персонажа и все, чем он жил каждый день. Такая лаконичность и емкость присуща фотографам. И чем больше ты читаешь, тем лучше узнаешь психологию и культуру людей. Почитав Искандера и узнав привычки его героя, можно судить о том, какой он был, как был воспитан, как учился, женился и даже как умрет, очень важно и фотографу уметь передавать такие образы", — считает Чкадуа.
События бывают разные, и иногда, чтобы поймать хороший момент, необходимо снимать с разных ракурсов, нагибаться, лежать, висеть и даже забираться куда-то. У фотографов должна быть хорошая физическая форма, чтобы снять хороший кадр, добавил фотожурналист.
"Я никогда не видел такую массу людей, как в день похорон Владислава Ардзинба. Я не знал, как передать весь масштаб такой картины, тогда я забрался на подъемный кран, чтобы охватить сверху этот момент. А что касается известных мероприятий, как, например, Чемпионат по СonIFA, который снимали много разных фотографов, здесь главное выработать свою стратегию съемки, свою манеру, отличную от других. У фотографа должна быть фантазия, физическая форма и хорошее знание техники, и еще очень важно иметь предощущение кадра. Нам повезло, мы живем в интересное время. События не всегда бывают радостными, но это все история. Историю обычно пишут историки, но важно, чтобы она была еще и иллюстрированной, чтобы мы могли видеть ее", — рассказывает Ибрагим Чкадуа.
По словам Чкадуа, искусством фотографии лучше заниматься в зрелом возрасте, когда у человека уже сформирован взгляд на жизнь, на людей, на историю и психологию.
"Несмотря на то, что все приходит с опытом, бывает так, что человек, только начавший фотографировать, получает прекрасные кадры. Это, конечно, может быть делом случая. Например, как пойти на охоту и сразу добыть красивого фазана или быть опытным охотником и за всю жизнь всего пару раз взять хорошую дичь", — сказал фотограф.
Как считает фотожурналист Чкадуа, в искусстве фотографии есть определенный порог, пройдя который, фотографии могут претендовать на качество.
"В создании рисунка участвует рука художника, бумага и карандаш, а в процессе создания фотографии между фотографом и конечным результатом существует напичканная оптикой электронная игрушка, и ее наличие и возможности необходимо учитывать. Через эту технику ты должен передать аналог своей идеи и своего взгляда, и хорошая техника мне кажется необходимым условием. В кино есть движения Догма, Ларса фон Триера, которая пропагандирует, что фильмы можно снимать на любую технику, и имеет значение только мысль, которая там заключена. В принципе, и в фотографии тоже есть апологеты такого подхода, но я придерживаюсь более традиционного подхода", - считает фотограф.
Молодой художник и фотограф Константин Грецов высказывает немного иную точку зрения в определении качества фотографии, по его словам, фотография не обязательно должна быть снята какой-то особенной камерой.
"Хорошая фотография может быть снята и на обычную "мыльницу", техника не определяет ее ценности и качества. Я думаю, более важную роль играет содержание, а не исполнение. Но если говорить о журнальной фотографии, в таких случаях цвет, качество и исполнение необходимо держать на одном уровне", — рассказал Грецов.
Как рассказывает молодой фотограф, один из самых важных критериев в фотоискусстве — это правдивость. Фотограф в момент своего творения должен быть честен в первую очередь перед собой, добавил он.
"Фотография должна быть правдивой, потому что зритель всегда чувствует фальшь и не оценит такого подхода. Необходимо быть честным перед собой, это касается не только фотографий, а вообще искусства в целом. Один из главных критериев — это искренность, которая определяет качество кадра", — считает Константин Грецов.
Как и в любом искусстве, в профессии фотографа должно быть вдохновение, чтобы снимать и творить. Вначале своего пути у фотографа Константина Грецова вместе с вдохновением появлялось чувства страха упустить этот момент, не сделав нужного снимка, и, кидаясь к фотоаппарату, он бежал создавать новые кадры, поделился воспоминаниями фотограф.
"Со временем я научился сохранять чувство вдохновения на определенный момент. Сейчас я могу несколько месяцев не фотографировать, и, возвращаясь к вопросу о вдохновении, я считаю, что если его нет, заставлять себя делать снимки не стоит. Многие не разделяют моего мнения на этот счет, аргументируя это тем, что я теряю время, упускаю моменты, и это неправильно и неверно, что работать необходимо, есть ли у тебя вдохновение или нет. Я не перестаю с ними спорить и продолжаю придерживаться своего мнения", — рассказывает Грецов.
Константин Грецов старается не ассоциировать себя с профессией фотографа, для него фотография — это форма самовыражения, считает фотограф.
"В данный момент я действительно занимаюсь профессионально фотографией, но я боюсь привязать себя этим словом, мне кажется, если я сделаю это своей профессией, она превратится для меня в какую-то рутину и потеряет свою прелесть", — сказал фотограф.
По словам Константина Грецова, прежде чем заняться искусством фотографии, необходимо изучить какие-то правил композиции, технической характеристики камеры, но правил создания шедевра в фотографии нет, добавил он.
"Один 13-летний парень создает абсолютные шедевры в фотографии. При этом он не знает всех этих правил, он просто снимает и делает действительно хорошие снимки, которые сводят с ума весь мир. Но среди фотографов есть те, кто, зная все эти правила, намеренно нарушают их, создавая среди хаоса не меньшие шедевры, как, например, знаменитый фотограф Алекс Уэбб", — рассказывает фотограф.
Как рассказывает Грецов, с опытом у многих фотографов появляются проработанные ходы, которые помогают найти нужный момент.
"Вот сейчас у меня такой период, когда я сам получаю удовольствие от процесса. Мне нравится работать с людьми, снимая постановочные и документальные кадры. В постановочных кадрах ты до съемок общаешься с человеком и получаешь большое удовольствие в процессе съемки, когда через 10 минут он раскрывается на твоих глазах. В документальных съемках для хорошей фотографии необходимо также пообщаться с человеком, раскрепостить и расположить его к себе. Психологически это очень выматывает. Бывают те, кто не сразу идет на контакт, но если личность интересная, необходимо пытаться раскрыть ее и передать всю харизму человека на фотографию», — рассказывает Константин Грецов.
По словам молодого фотографа, интерес могут вызвать не только люди, но и самые неожиданные места. Таким местом для Грецова оказалось пустое поле в районе Эшеры, которое пополнило коллекцию фотопроекта Константина Грецова "Меланхолия", рассказывает фотограф.
"Поле я заметил еще летом, на мой взгляд, летняя зелень выглядит банально, и я решил дождаться зимы, когда выпадет снег. Погода очень важна в таких снимках — серые облака сумерки, они придают нужный окрас и эмоции. Когда рождается идея, именно место диктует тему. Я стараюсь держать такие места в голове и ждать нужного момента, чтобы вернуться и сделать задуманные снимки", — объясняет Грецов.
По словам фотографа Грецова, человек, желающий фотографировать, не должен бояться ошибиться и прилагать нужные усилия, чтобы выделиться среди океана фотографий в современном мире. Также большую роль играют способности, важно смотреть на них трезво и понимать, есть в тебе это или нет.