Вид на Новый-Афон - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Последние новости Абхазии в материалах Sputnik Абхазия.

Улыбаемся, сейчас вылетит птичка, или как создать шедевр

© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкФотограф. Архивное фото.
Фотограф. Архивное фото. - Sputnik Абхазия
Подписаться на
НовостиTelegram
Искусство фотографии, как не потерять вдохновение и поймать лучший кадр, мнение фотографов и правила съемок – обо всем этом читайте в материале корреспондента Sputnik Асиды Квициния.

Асида Квициния, Sputnik

С  момента появления фотографии популярность ее не перестает угасать и в современном мире, каждый год техника становится лучше и доступнее, что и стало  причиной появления фотографий все более разных видов и жанров. Наблюдая массовое увлечение фотографиями, появляются разные дискуссии о том,  где начинается профессиональная фотография и заканчивается любительская. Фотоискусство, как и любое другое искусство, требует признания. Стоит ли за ним гнаться?

Фотограф Владимир Попов - Sputnik Абхазия
Радио
Владимир Попов: Абхазия - лаборатория для фотографа

Фотограф, оператор, режиссер и редактор газеты "Форум" Ибрагим Чкадуа считает, что на данный момент фотографическая техника стала доступной и популярной частью ежедневных атрибутов, что привело к пику популярности фотографий во всем мире. Но плохого в этом нет, так как это происходило во все времена, количество переходит в качество, и найдутся люди, которые будут заниматься фотографиями профессионально, создавая шедевры, добавил он.

Профессия фотографа имеет несколько важных этапов, один из которых — это момент, когда фотографу необходимо определиться в своем стиле и найти предпочтение в жанрах фотографии, считает Ибрагим Чкадуа.

"Когда фотограф  достигает определенного  знания ремесла, ему необходимо найти  свой стиль, свои темы и  жанры, которые ему подходят и находят отклик среди зрителей. Жанровое фото для меня — это фотографии для души, которые  могут говорить о стране, об эпохе или о каком-то значимом периоде. Например, знаменитую Брехаловку снимали множество раз, обычную жизнь, которая там протекает. Каждый день люди там  пьют кофе, отдыхают и играют в домино, такие повседневные ситуации, необходимо фотографировать  на эмоциональном пике. Этот  пик может быть не только в человеческих эмоциях, его также можно найти в освещении или каком-то особенном моменте", — рассказал Чкадуа.

Как объясняет Ибрагим Чкадуа, чтобы создавать хорошие снимки, фотограф должен обладать определенными качествами, и чтобы лучше передавать образ людей, необходимо постоянно работать над собой.

"Я всегда всем советую много читать Чехова, Гоголя и нашего Искандера. Например, Чехов двумя мазками мог нарисовать целый образ человека, и  перед твоим взглядом появляется вся жизнь этого персонажа и все, чем он жил каждый день. Такая лаконичность и емкость присуща фотографам. И чем больше ты читаешь, тем лучше узнаешь психологию и культуру людей. Почитав Искандера и узнав привычки его героя, можно судить о том, какой он был, как был воспитан, как учился, женился и даже как умрет, очень важно и фотографу уметь передавать такие образы", — считает Чкадуа.

События бывают разные, и иногда, чтобы поймать хороший момент, необходимо снимать с разных ракурсов, нагибаться, лежать, висеть и даже забираться куда-то. У фотографов должна быть хорошая физическая форма, чтобы снять хороший кадр, добавил фотожурналист.

"Я никогда не видел такую массу людей, как в день похорон Владислава Ардзинба. Я не знал, как передать весь масштаб такой картины, тогда я забрался на подъемный кран, чтобы охватить сверху этот момент.  А что касается известных мероприятий, как, например, Чемпионат по СonIFA, который снимали много разных фотографов, здесь главное выработать свою стратегию съемки, свою манеру, отличную от других. У фотографа должна быть фантазия, физическая форма и хорошее знание техники, и еще очень важно иметь предощущение кадра. Нам повезло, мы живем в интересное время. События не всегда бывают радостными, но это все история. Историю обычно пишут историки, но важно, чтобы она была еще и иллюстрированной, чтобы мы могли видеть ее", — рассказывает Ибрагим Чкадуа.

© Фото : Ибрагим ЧкадуаПохороны Владислава Ардзинба в Сухуме, март 2010
Похороны Владислава Ардзинба в Сухуме, март 2010 - Sputnik Абхазия
Похороны Владислава Ардзинба в Сухуме, март 2010

По словам Чкадуа, искусством фотографии лучше заниматься в зрелом возрасте, когда у человека уже сформирован взгляд на жизнь, на людей, на историю и психологию.

"Несмотря на то, что все приходит с опытом, бывает так, что человек, только начавший фотографировать, получает прекрасные кадры. Это, конечно, может быть делом случая. Например, как пойти на охоту и сразу добыть красивого фазана или быть опытным охотником и  за всю жизнь всего пару раз взять хорошую дичь", — сказал фотограф.

Как считает фотожурналист Чкадуа, в искусстве фотографии есть определенный порог, пройдя который, фотографии могут претендовать на качество.

"В создании рисунка участвует рука художника, бумага и карандаш, а в процессе создания фотографии между фотографом и конечным результатом существует напичканная оптикой электронная игрушка, и ее наличие и возможности необходимо учитывать. Через эту технику ты должен передать аналог своей идеи и своего взгляда, и хорошая  техника мне кажется необходимым условием. В кино есть движения Догма, Ларса фон Триера, которая пропагандирует, что фильмы можно снимать на любую технику, и имеет значение только мысль, которая там заключена. В принципе, и в фотографии тоже есть апологеты такого подхода, но я придерживаюсь более традиционного подхода",  -  считает фотограф.

Выставка неизданных фотографий военных лет - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Фотографии первых месяцев войны выставили на набережной Сухума

 Молодой художник и фотограф Константин Грецов высказывает немного иную точку зрения в определении качества фотографии, по его словам, фотография не обязательно должна быть снята какой-то особенной камерой.

"Хорошая фотография может быть снята и на обычную "мыльницу", техника не определяет ее ценности и качества. Я думаю, более важную роль играет содержание, а не исполнение. Но если говорить о журнальной фотографии, в таких случаях цвет, качество и исполнение необходимо держать на одном уровне", — рассказал Грецов.

Как рассказывает молодой  фотограф, один из самых важных критериев в фотоискусстве — это правдивость. Фотограф в момент своего творения должен быть честен в первую очередь перед собой, добавил он.

"Фотография должна быть правдивой, потому что зритель всегда чувствует фальшь и не оценит такого подхода. Необходимо быть честным перед собой, это касается не только фотографий, а вообще искусства в целом.  Один из главных критериев — это искренность, которая определяет качество кадра", — считает Константин Грецов.

 Как и в любом искусстве, в профессии фотографа должно быть вдохновение, чтобы снимать и творить. Вначале своего пути у  фотографа  Константина Грецова вместе с вдохновением появлялось чувства страха упустить этот момент, не сделав нужного снимка, и, кидаясь к фотоаппарату, он бежал создавать новые кадры, поделился воспоминаниями фотограф.

"Со временем я научился сохранять чувство вдохновения на определенный момент. Сейчас я могу несколько месяцев не фотографировать, и, возвращаясь к вопросу о вдохновении, я считаю, что если его нет, заставлять себя делать снимки не стоит. Многие не разделяют моего мнения на этот счет, аргументируя это тем, что я теряю время, упускаю моменты, и это неправильно и неверно, что работать необходимо, есть ли у тебя вдохновение или нет. Я не перестаю с ними спорить и продолжаю придерживаться своего мнения", — рассказывает Грецов.

© Фото : Константин ГрецовРабота Константина Грецова
Работа Константина Грецова - Sputnik Абхазия
Работа Константина Грецова

 Константин Грецов старается не ассоциировать себя с профессией фотографа, для него фотография — это форма самовыражения, считает фотограф.

"В данный момент я действительно занимаюсь профессионально фотографией, но я боюсь привязать себя этим словом, мне кажется, если я сделаю это своей профессией, она превратится для меня в какую-то рутину и потеряет свою прелесть", — сказал фотограф.

По словам Константина Грецова, прежде чем заняться искусством фотографии, необходимо изучить какие-то правил композиции, технической характеристики камеры, но правил создания шедевра в фотографии нет, добавил он.

"Один 13-летний парень создает абсолютные шедевры в фотографии. При этом он не знает всех этих правил, он просто снимает и делает действительно хорошие снимки, которые сводят с ума весь мир. Но среди фотографов есть те, кто, зная все эти правила, намеренно нарушают их, создавая среди хаоса не меньшие шедевры, как, например, знаменитый  фотограф Алекс Уэбб", — рассказывает фотограф.

Как рассказывает Грецов, с опытом у многих фотографов появляются проработанные ходы, которые помогают найти нужный момент.

"Вот сейчас у меня такой период, когда я сам получаю удовольствие от процесса. Мне нравится работать с людьми, снимая постановочные и документальные кадры. В постановочных кадрах ты до съемок общаешься с человеком и получаешь большое удовольствие в процессе съемки, когда через 10 минут он раскрывается на твоих глазах. В документальных съемках для хорошей фотографии необходимо также пообщаться с человеком, раскрепостить и  расположить его к себе. Психологически это очень выматывает. Бывают те, кто не сразу идет на контакт, но если личность интересная, необходимо пытаться раскрыть ее и передать всю харизму человека на фотографию», — рассказывает Константин Грецов.

 По словам молодого фотографа, интерес могут вызвать не только люди, но и самые неожиданные места. Таким местом для Грецова оказалось пустое поле в районе Эшеры, которое пополнило коллекцию фотопроекта Константина Грецова "Меланхолия", рассказывает фотограф.

"Поле я заметил еще летом, на мой взгляд, летняя зелень выглядит банально, и я  решил дождаться зимы, когда выпадет снег. Погода очень важна в таких снимках — серые облака сумерки, они придают нужный окрас и эмоции. Когда рождается идея, именно место диктует тему. Я стараюсь держать такие места в голове и ждать нужного момента, чтобы вернуться и сделать задуманные снимки", — объясняет Грецов.

По словам фотографа Грецова, человек, желающий фотографировать, не должен бояться ошибиться и прилагать нужные усилия, чтобы  выделиться среди океана фотографий в современном мире. Также большую роль играют способности, важно смотреть на них  трезво и понимать, есть в тебе это или нет.

Лента новостей
0