Известный абхазский фотограф, руководитель информационного фотоагентства "Абхазпресс-АРТФ" Владимир Попов рассказал корреспонденту Sputnik Бадри Есиава о том, как он стал профессиональным фотохудожником и какими качествами должен обладать каждый фотограф.
— Владимир Анатольевич, расскажите, как получилось, что вы стали фотографом и почему решили связать свою судьбу с ней?
— В этом году исполняется 50 лет, как я фотографирую, и 40 лет, как занимаюсь этим профессионально, также 20 лет нашему агентству. А фотографировать я начал, благодаря моей бабушке, она хотела, чтоб я стал человеком, и я, вроде бы, вошел в историю Абхазии как фотограф и горжусь этим. В душе я государственник, и мне посчастливилось быть на многих событиях нашей Апсны.
— Какие снимки стали первыми, которые увидели жители нашей страны?
— Это был 1977 год, Игорь Мархолия выпускал книгу Пицунда, и в ней были мои иллюстрации. Работал в "Апсны капш", в районных газетах, в "Советской Абхазии", то есть все, что проходило в стране, мы все снимали. В послевоенный период я работал в Минобороне Абхазии, служил в штабе миротворческих сил, и все события до ухода миротворческих сил я отражал.
— Удалось сохранить все эти фотографии?
— Да, и будет большая выставка, около ста фотографий, на которых отражено становление нашего государства. Планируется она в ноябре следующего года. Через призму красоты я буду говорить о проблемах и событиях. Понимаете, выставка – это шоу, и людям нужен праздник. Место, где мы живем – это уникальная лаборатория для фотографа. Я считаю, что мне в жизни повезло.
— А есть места, которые вы еще не посетили, но хотели бы там оказаться и сфотографировать?
— Возраст все-таки ограничивает мои желания. Есть такое выражение "душа хочет в рай да грехи не пускают". Я одно вам скажу, фотографировать в другой стране нет особого желания, а вот в Абхазии я снимаю, это мое, и здесь мне все интересно: и люди, и природа — здесь я нашел себя. В другом месте я не сумею жить и работать.
— А вам предлагали?
— Было много возможностей и в Москве, и в Санкт-Петербурге, а я не понимаю этого. У нас горы не изведаны и есть места, где не ступала нога человека. Я в свое время очень много прошел, но, к сожалению, архива того этапа в моей жизни нет. Всему виной война. Архив был уничтожен.
— А где можно увидеть ваши работы?
— Я человек старомодный, и у меня нет своей странички в соцсетях, мне хватает того, что я их смотрю. Проводил персональные фотовыставки в Госдуме России, в Санкт-Петербурге, Майкопе, на Северном Кавказе, в Париже были выставки о жизни нашего народа, его трудностях. Бывало, что нелегально проводил выставку, потому что тогда дорога в Россию для мужчин была закрыта. Бывало такое, что я уходил из Госдумы окольными путями, так как агрессивно воспринимали мое присутствие, потому что во время моих фотовыставок проходили политические и дипломатические встречи, пресс-конференции, в которых я принимал активное участие.
— Кто вам помогал в этой работе? Наверное, невозможно организовать фотовыставку без посторонней помощи?
— В первую очередь, это комитет по геополитике России, в то время им руководил Александр Митрофанов, Сергей Друганов (руководитель аппарата Комитета по вопросам геополитики Государственной Думы с 1994 года). Они очень любили Абхазию.
— Владимир Анатольевич, вам приходилось снимать президентов Абхазии, Владислава Григорьевича и Сергея Багапш. Скажите, легко ли было с ними работать?
— Мне было легко со всеми ними работать, хотя бы потому, что я уже довольно взрослый человек, и они меня знали еще до войны. Всегда с юмором со мной общались. Почету-то, как они меня видели, начинали улыбаться, и порой Ардзинба начинал свой переговоры с меня. Бывало, подначивал немного меня, а я иногда улыбался в ответ, смущался или делал вид, что срочно надо приступить к съемкам. Чудные, конечно, были люди. Я видел их переживания за кадром, и было много, когда человек выглядит не так, как нужно, но они мне всегда доверяли. Были случаи, когда звонили и просили меня сделать так, чтобы президент смешно выглядел, но я не папарацци, и у фотографа должны быть внутренняя этика и воспитание.
Есть три позиции фотоаппарата, когда убираешь его за спину, чтобы не смущать, берешь фотоаппарат в руки — предупреждаешь, а наведя, уже понятно, что будешь фотографировать. Можно много чего пропустить, но главное — не лезть в душу человека, об этом надо думать всем фотографам.
— Какие фотографии самые ценные для вас?
— Конечно, которые связаны с историей страны.
— А в чем успех хорошей фотографии, и какой совет могли бы дать начинающим фотохудожникам?
— Не дергаться и иметь терпение.