Тали Джапуа, помощник президента Республики Абхазия по вопросам государственной языковой политики, рассказала корреспонденту Sputnik Асиде Квициния о проблеме и методах решения развития абхазского языка.
— Существует много проблем, связанных с развитием абхазского языка. Но будет неверно говорить, что все плохо и нерешаемо. У нас есть абхазские школы, художественная литература, театр, где спектакли ставят на абхазском языке, а самое главное, у нас есть свое абхазское государство, и никто нам не запрещает говорить на своем языке. Нам не приходится проделывать большую работу, возрождая язык с нуля. Есть реальные примеры, в Израиле смогли возродить мертвый язык и добиться того, чтобы этот язык стал полноценным языком государства, культуры и литературы. У нас есть основа, условия и возможности, но самое главное, у нас должно быть желание сохранить себя как нацию, как этнос. Риск, конечно, существует, но мы приложим максимум усилий, чтобы сохранить свой язык и свою культуру.
— Какие меры вы планируете предпринять для сохранения и развития абхазского языка?
— Я не считаю, что нужны какие-то жестко-кардинальные меры в развитии языка. У нас в Конституции записано, что государственный язык — абхазский, но госучреждения используют русский язык — абхазский, таким образом, уходит на второй план. Нам необходимо развивать его так, чтобы он стал ведущим языком и для этого должны быть различные программы. Я изучаю опыт разных стран и прихожу к выводу, что к решению этой проблемы они подходят практически одинаково.
В 2017 году мы должны разработать и принять серьезную программу. Изучив поставленные задачи и рассчитав наш бюджет, мы решим, чему именно необходимо уделить внимание в первую очередь. Прежде всего, нам необходимо создать государственную программу развития языка, и одним из главных ее аспектов будет система абхазских школ.
— Какие изменения будут в системе преподавания?
После войны была создана программа, подписанная Владиславом Ардзинба, где говорится, что все гуманитарные предметы необходимо переводить на абхазский язык. С тех пор из года в год этот пункт включали в новые программы развития языка, но он так и не был осуществлен. Я надеюсь, в нынешней программе этот пункт будет исполнен. В 2014 году Парламент принял постановление об открытии экспериментальной абхазской школы, где все предметы будут переведены на абхазский язык. Мы докажем, что это возможно. Такие предметы, как анатомия, биология, химия и математика уже переведены и подготовлены к изданию. К тому же мы планируем создать терминологическую комиссию для унификации терминов.
— По Конституции все граждане Абхазии должны знать абхазский язык, но в Абхазии проживают разные нации, которые совершенно не владеют языком? Будут ли разработаны специальные программы для этой категорий граждан?
— Да, на самом деле, все граждане Абхазии обязаны знать государственный язык, а мы должны создавать такие условия, чтобы каждый житель нашей страны имел возможность выучить абхазский язык. Мы собираемся создать курсы обучения абхазскому языку разных уровней и этапов во всех городах страны. Открыть курсы несложно, разные творческие группы работают над созданием учебников и методик для всех, кто желает выучить или укрепить свои знания языка. Кому-то необходимо начать учить язык с нуля, а кто-то просто хочет расширить лексику и спокойно говорить на языке. Все эти важные моменты будут учтены в создании методик обучения языка.
— Какие еще проекты для развития языка вы будете рассматривать?
— У нас объявлен конкурс проектов, мы будем рассматривать все интересные и полезные проекты. Сильный интерес вызвал проект компьютерного абхазского шрифта и электронные словари. Мы хотим перевести делопроизводство на абхазский язык, а это невозможно сделать без словарей. На данный момент работает специальная группа программистов, которая разрабатывает этот проект и в ближайшее время мы увидим результаты их труда. На сегодняшний день существуют разные форматы абхазского шрифта, но часто бывает так, что в типографии эти форматы не поддерживаются, и возникают сложности, мы хотим создать единый шрифт, чтобы исключить эту проблему. Что касается абхазских словарей, у нас возникли небольшие трудности с финансами, но наши программисты продолжают над этим работать, и мне кажется, проект получится удачным.
Мы собираемся создать координирующий отдел при Кабинете Министров, который будет заниматься вопросами развития языка. В этот орган будет возможно обращаться с любым вопросом, связанным с изучением языка. На мой взгляд, развитием языка не может заниматься один человек, у нас должно быть несколько организаций, которые будут подчиняться одной структуре.
Меня радует неравнодушие наших граждан. Молодые программисты предлагают свои проекты, преподаватели также предлагают разные методики, многие выражают желание помочь. И как оказалось, у нас есть все необходимое, есть хорошие кадры, есть основа и мы сможем все изменить.