Рада Ажиба, Sputnik.
Ихтиандр
Деревянной скульптурой Анатолий Богатырев увлекается более 40 лет. Первую фигуру, Ихтиандра из фильма "Человек-амфибия", создал в 1962 году. На фантастического персонажа ушел ствол самшита длиной 35 сантиметров. Мастер начал вырезать еще в школе и с тех пор не расстается с инструментами.
"С детства я любил рисовать, лепить и вообще что-то "творить" своими руками. Особых возможностей, таких как художественная школа или дом творчества, у нас в поселке Бзыбь не было. Первые навыки по работе с деревом, металлом были самостоятельными, я знакомился с клеевыми составами и лакокрасочными покрытиями, учился затачивать инструменты. Все мое детство было связано с деревом. В 11 лет в своем стремлении помочь родителям начал заниматься дранкой (строительный материал из древесины — ред.). В процессе увлекся деревом. Первое мое изделие из дерева я сделал после выхода фильма "Человек-амфибия". Мой Ихтиандр был сделан из самшита", — делится воспоминаниями мастер-самоучка.
Фотоленту об этом смотрите здесь >>
Видео об этом смотрите здесь >>
После армии будущий мастер устроился работать на деревообрабатывающий комбинат электриком и в свободное от работы время занимался резьбой мебели по образцам времен Хрущева.
"Я в пятнадцать лет взялся за реставрацию оружия, как металлической части, так и приклада, вырезая на деревянной основе различные узоры, надписи и образы. А после армии пошел работать в ДОК. В свободное время увлекался резьбой мебели", — рассказывает мастер.
Обычно, по словам Богатырева, материал собирает он в лесу или на берегу реки.
От игрушки до "славянской вязи"
Пользуясь оригинальной природной формой находки, мастер лишь "заканчивает" работу природы, доводя заготовку до задуманного им образа.
"Материала всегда полно на берегу реки Бзыбь после плохой погоды. Я при виде древесины сразу определяю, что я хочу сделать. Люблю работать с самшитом и липой, на них невозможно "отбить руки". На твердых породах сильно устают руки, особенно если изделие крупное. Поэтому работу с ними нужно максимально механизировать – цепные и циркулярные пилы, фрезы, сверлильные и токарные станки — все это облегчает процесс. Дальше – придание формы с помощью стамесок под киянку и уже после – чистовая отделка, используя силу рук", — поделился тонкостями ремесла Богатырев.
Анатолий Богатырев владеет многими техниками резьбы, он работал в разных направлениях, от привычной для всех Богородской игрушки, до сложных "барокко" и "славянской вязи".
"Работать в новых техниках мне всегда интересно. Это позволяет "не застаиваться", а расширять и совершенствовать свои способности и, следовательно, увеличивать возможности. Работа "в новой плоскости" заставляет узнавать что-то новое, придает свежие силы, а, если справился, появляется и самоуважение. Возможно, так нескромно говорить, но это так", — говорит с улыбкой резчик.
Основное правило – беречь левую руку
В арсенале Анатолия множество различных инструментов. Есть даже те, которые он сделал собственноручно.
"Так как у меня работы бывают разные – от одного сантиметра до двух метров и больше, то и инструмент есть для них разный: от стамесок, сделанных из швейных игл, до кованых "лопат", шириной 15 сантиметров. В моем арсенале пара "обратных" клюкарз, и угловая клюкарза, и обычные, и подборники всякие, и ложкорезы, которые я сделал собственноручно. То, что могу, я изготавливаю сам. Самодельные полуплоские легкие стамески я предпочитаю больше других, работая по мягкой древесине. Но в процессе резьбы требуются всякие. Да и разнообразие никогда не мешает", — признается он.
Инструменты, которыми пользуется мастер, он сравнивает с очень острой бритвой и соблюдает все меры предосторожности.
"К инструментам нужно относиться очень внимательно, соблюдая все меры предосторожности. Первое, зачем должен следить мастер и к чему должен постоянно приучаться, - это оберегать левую руку от ранения. Для левой руки нужно находить такое положение, чтобы исключить даже случайное прикосновение к ней инструмента при его соскоке, неверном движении. Необходимо придумать и соответствующее закрепление поделки, если ее опасно поддерживать левой рукой. По тем же причинам лучше не работать, держа поделку на коленях, под поделку следует положить рабочую доску", — подчеркнул Богатырев.
Жизнь. Экология. Гармония. Любовь.
По своему характеру и содержанию работы Богатырева касаются истории, мифологии, философии, встречаются даже пародии, а также животный и подводный мир. В разные году мастеру удавались дизайнерская мебель, домашние украшения и ружейные приклады. Особой любовью всегда оставались человеческие образы и, конечно, обнаженная натура. Эротические картины вызывают интерес у любого здорового человека, уверен мастер.
"Основную часть моих работ составляет 60 творений эротического характера. Цикл получил название "Жизнь. Экология. Гармония. Любовь" и создан на основе книги "Камасутра". На мой 50-летний юбилей старший сын подарил мне книгу индийского трактата о любви, и я сразу же сказал, что "я их изображу в дереве". Дерево обладает своим необыкновенным эротизмом. На мои работы не только приятно смотреть, но и трогать их. Особенно любят трогать скульптуры маленькие дети, да и взрослые не отстают", — с иронией говорит он.
60 из 129 фигур этого цикла выполнены из липы. Липовая древесина неповторима, говорит Богатырев, она особенно передает тонкости человеческого тела, так не повторить ни на камне, ни на металле. У мастера на создание одного панно уходит больше месяца.
Богатырев поделился, что в ближайшем будущем планирует пополнить эту коллекцию, в связи с чем готовит строительство выставочного зала.
Не "перегрузив" изделие
Вы всегда довольны конечным результатом, интересуюсь, завершая беседу.
— Да, конечно, но всегда хочется сделать как можно лучше. А также можно и испортить изделие, "перегрузив" его.
— Вы работаете по настроению или "от и до"?
— Работаю каждый день допоздна без выходных зимой, а летом отдыхаю. Отвлекаться на домашние дела иногда приходится: ухаживаю за садом, строю что-нибудь. Хоть и устаю, бывает, но, если любимая работа по душе, она не в тягость. Во время апатии иду в сад, просто разглядываю свои деревья, они хорошо смотрятся цветущими или когда плоды набирают окраску. Можно также в такое "смурное" время прогуляться к берегу реки Бзыбь, походить по лесу, благо это все недалеко от моего дома.
Резчик Богатырев, признается, что никогда не повторяет свои работы и старается каждой скульптуре придать неповторимость.