– Вахтанг Ахрович, с назначением вас на должность руководителя Государственного Комитета Абхазии по управлению государственным имуществом и приватизации фактически завершилось формирование обновленного Кабинета Министров страны. Как вам кажется, новая команда способна повести Абхазию по пути процветания?
– Давайте не будем употреблять столь громкие слова "по пути процветания" и тому подобное. Нам всем предстоит проделать большую и ответственную работу, по итогам которой должны быть достигнуты вполне конкретные и ощутимые каждым гражданином республики результаты. А процветание Абхазии — это не лозунг, а наша общая цель, перспектива. Не только, кстати, правительства, но также президента, Парламента и каждого гражданина нашей страны.
Я полагаю, что на сегодняшний день состав Кабинета Министров оптимален, и у премьер-министра и его заместителей есть понимание, куда и как двигаться.
– В чем вы видите свою роль в этой команде, как главы одного из самых важных комитетов? Сейчас ведь ситуация как раз с этой частью экономики Абхазии находится, мягко говоря, не в самом лучшем состоянии. Многое разрушено войной, наиболее интересные активы приватизированы, причем, некоторые из них — со скандалами. А то, что называется госимуществом, как правило, убыточно и находится либо на бюджетном финансировании, либо в замороженном состоянии?
– Во-первых, правительство в настоящее время готовит план социально-экономического развития Республики Абхазия на 2017 год, в котором и будут определены основные задачи моего ведомства. И в мои обязанности входит четкое и в полном объеме выполнение данного плана. Что же касается моего личного отношения и как чиновника, и как гражданина, и как экономиста к той ситуации, которая сложилась в управлении государственном имуществом, то я не хотел бы критиковать своих предшественников, но, напротив, поблагодарить многих из тех, кто, работая с госсобственностью, содействовал ее сохранению.
Сегодня у нас новый этап: мы от сохранения национальных активов, от стабилизации ситуации в экономике, социальной сфере и в политике должны переходить к развитию, то есть к более эффективному управлению государственной собственностью, а это задачи уже принципиально нового уровня. И основные задачи моего ведомства я вижу так.
Главная задача — это обеспечение роста капитализации государственных активов. Государственный сектор экономики не должен быть обузой для государства и налогоплательщиков. Госcобственность должна работать и приносить доход, как в виде налоговых поступлений и поступлений от арендаторов государственных объектов, так и в виде дивидендов государству от приватизации госсобcтвенности и работы госпредприятий. Но это в идеале. Поэтому необходим поэтапный анализ всего государственного имущества.
Для этого нужно обладать информацией о количественном составе государственной (республиканской и местной) собственности. С 1993 года несколько раз проводилась инвентаризация в республике, но, к сожалению, мы так и не обладаем полной базой объектов госсобственности. В Реестр государственной собственности внесены лишь 10% тех объектов, которыми реально владеет государство.
В этом реестре до сих пор нет таких объектов, как Ингурская ГЭС и Абхазское морское пароходство, Абхазская железная дорога, аэропорт и так далее.
Нам нужен профессиональный анализ того, в каком состоянии находится госимущество, чтобы наметить конкретные направления оптимизации госсектора и планы по повышению эффективности использования государственного имущества.
– О каких ресурсах и о каком госимуществе сегодня идет речь? Чем конкретно владеет сегодня государство?
– Природные объекты государственной собственности. Это, во-первых, земля, которая для нас — наше общее национальное достояние, а также разного рода природные ресурсы, которые также является достоянием республики. В пятой статье Конституции Абхазии сказано, что земля и другие природные ресурсы являются собственностью народа, используются и охраняются как основа жизни и деятельности ее граждан. Нашей важнейшей задачей является эффективное распоряжение и использование земли и получение доходов от рационального управления ею.
Во-вторых, это материальные объекты государственной собственности, которые условно можно назвать государственным имуществом: здания, сооружения, объекты инфраструктуры, которые могут либо сдаваться в аренду, в соответствии законом "Об аренде", либо приватизироваться в порядке, установленном законом "О приватизации республиканской и муниципальной собственности".
В-третьих, это доли в предприятиях с государственным и муниципальным участием. Государственное имущество, его состояние должно быть, как минимум, подвергнуто серьезному анализу, после чего предстоит серьезная работа по оптимизации.
На днях премьер-министр заметил, что не все государственные объекты, находящиеся в пользовании арендаторов, приносят должный доход бюджету. По его мнению, "необходима ревизия по ранее заключенным договорным отношениям". Я полностью разделяю эту позицию и считаю, что именно с ревизии выполнения арендаторами договорных отношений следует начать оптимизацию управления госимуществом. При этом хочу успокоить тех арендаторов, кто, возможно, полагает, что правительство хочет выставить им какие-то новые, более жесткие условия. Речь идет не об этом.
В одной из своих статей, опубликованных Sputnik месяц назад, "Пора выводить нашу экономику из тени", я писал, если вы помните, о том, что сегодня назрела необходимость обеспечения прозрачности экономических проектов. И я рад, что эта проблема сегодня в полной мере осознается моими коллегами по правительству.
Есть понимание, что если государство не управляет своей собственностью, ею управляют третьи лица. Непрозрачность, как известно, ведет к коррупции. Так вот, ревизия договорных отношений государства с частными структурами призвана повысить прозрачность этих отношений, сделать их открытыми, честными, а значит, и более эффективными.
– А какие еще направления работы по, как вы сказали, оптимизации имущественного комплекса республики представляются вам актуальными? Многих, в частности, волнует вопрос приватизации госимущества. Что собирается делать правительство в этой сфере?
– Полагаю, что вопрос приватизации госимущества действительно актуальный, но далеко не главный. Это в монетаристской политике приватизация становится самоцелью, но мы же — не монетаристы. Приватизация для нас может быть лишь средством достижения конкретных экономических целей в интересах населения. И вообще к этому инструменту нужно подходить очень осторожно, потому что вопросы приватизации касаются второго, после власти, главного вопроса любого государства — его собственности.
Извлечение денежных средств из приватизации государственного имущества Абхазии должно являться не столько целью, сколько средством достижения цели – наделения нового собственника соответствующими правами и обязательствами в отношении приватизируемого имущества, установления конкурентной среды в экономических отношениях и ответственности перед государством за несоблюдение законодательства в сфере приватизации.
Основными принципами, из которого вытекает концепция приватизации, служит положение о существовании пределов возможностей правительства в части повышения эффективности производства и, в частности, о том, что некоторые предприятия более эффективно управляются частным сектором.
Приватизация сама по себе не может гарантировать "взрыв" в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая предполагает оптимальное сочетание частной и государственной собственности.
По этой причине ошибки в приватизационном поле нередко выливаются в негативные последствия. К примеру, нам очень важны сегодня иностранные инвесторы. Но ведь инвестор инвестору рознь. Деньги, вкладываемые в теневые секторы экономической деятельности и, например, в нелегальное строительство каких-то объектов или в торговлю, связанную с контрабандой или офшорами, в конечном счете могут выйти нашему государству боком.
Мы с вами заинтересованы в том, чтобы в Абхазию шли чистые деньги, на понятных нам условиях, в передовые отрасли, а также в те отрасли, которые мы считаем приоритетными. А для этого нам нужно наращивать правовую базу операций с госимуществом и формировать новые кадры, способные работать с этим имуществом в правовом поле.
– И последний вопрос: когда ждать от вашего ведомства программы управления госимуществом республики или, например, какого-то приватизационного плана и предложений по изменению действующего законодательства о приватизации?
– Как вы знаете, принят новый закон "О приватизации республиканской и муниципальной собственности", который с 1 января 2017 года вступает в силу. И как будет работать этот закон, покажет время.
С моей точки зрения, любая приватизационная программа должна быть составной частью программы управления госимуществом, которая, в свою очередь, является элементом общей экономической стратегии государства. В другом порядке профессиональные программы не рождаются.