Вячеслав Чирикба для Sputnik
Ознакомился с комментарием пресс-службы президента о причинах моей отставки с поста министра иностранных дел, который я занимал с 2011 года.
В комментарии напоминается, что внешнюю политику определяет президент, а не министр. Действительно, согласно Конституции Республики Абхазия, президент определяет основные направления внешней и внутренней политики. Реализация же внешнеполитического курса страны, определенного президентом, возлагается на министра и возглавляемое им Министерство иностранных дел.
В свете этого мне абсолютно непонятно, почему в течение целого месяца президент, ссылаясь якобы на занятость, упорно отказывался от встречи с министром иностранных дел, несмотря на то, что целый ряд текущих вопросов внешнеполитического характера требовали его непосредственного внимания.
В комментарии утверждается, что главной причиной непереназначения на должность министра иностранных дел Вячеслава Чирикба является его отказ возглавить абхазскую делегацию в Приднестровскую Молдавскую Республику на празднование Дня Республики. Однако это не соответствует действительности. Решение о моем смещении с поста министра было принято задолго до предполагаемой поездки в Приднестровье. В течение месяца до поездки, и уже после этой даты президент и премьер прилагали усилия для того, чтобы получить хотя бы от кого-либо из выбранных ими кандидатур согласие занять пост министра. И лишь неожиданный отказ со стороны практически всех кандидатов вынудил их тянуть с моим увольнением.
Следует прокомментировать и ситуацию с якобы моим невыполнением поручения президента возглавить абхазскую делегацию в Приднестровскую Молдавскую Республику. Без какого-либо письменного распоряжения, и не связавшись со мной даже по телефону, президент через главу протокола передал поручение поехать в Приднестровье. На мой запрос принять его, он в очередной раз, через секретаря, ответил отказом, лишив меня возможности обсудить с ним вопросы, связанные с поездкой, в том числе касающиеся состава делегации.
Накануне готовящейся поездки у меня случился серьезный приступ гипертонии. В такой ситуации я не мог принять решение предпринять сопряженное с несколькими перелетами путешествие. Мои попытки связаться по телефону с президентом с тем, чтобы обсудить ситуацию, окончились неудачей. В этих условиях я попросил заместителя министра, генерала Олега Аршба, поехать и принять участие в празднествах. Вскоре после этого последовал звонок от премьера-министра, который, игнорируя мои проблемы со здоровьем, в совершенно недопустимом грубом тоне стал обвинять меня в самовольстве. После разговора мое состояние ухудшилось, вызванные моими сотрудниками врачи скорой помощи констатировали состояние близкое к гипертоническому кризу.
Будучи юристом, премьер должен знать, что вопросы внешней политики находятся в исключительной прерогативе президента и делегируются им министру иностранных дел. Не является премьер-министр и главой исполнительной власти – ею тоже руководит президент. Внешней политикой премьер не занимается. Ввиду моего состояния и в условиях отсутствия связи с президентом я был вправе, как исполняющий обязанности руководителя внешнеполитического ведомства, передать полномочия на совершение поездки заместителю министра. Кстати, вопреки комментарию, никаких опасений в отношении депортации молдавской стороной в разговоре с премьером я не высказывал.
Вот и вся история с моим якобы непослушанием, что явилось лишь поводом, но вовсе не причиной моего смещения. Истинные причины мне неведомы, но их хорошо знает президент, его премьер и их советчики.
К сожалению, президент, вместо того, чтобы открыто поговорить со мной о планах касательно нового руководства МИД, что было бы мной воспринято совершенно спокойно и с уважением к принятому им решению, предпочел меня игнорировать, перестав принимать, одновременно ведя за моей спиной переговоры с выбранными им кандидатами на пост министра и надеясь найти хотя бы какой-либо формальный повод для объяснения причин моей замены. Как ему показалось, такой повод был найден.
В этих условиях я был вынужден принять единственно верное решение – прошение о своей отставке, которое 31-го августа в письменном виде было передано в Администрацию президента. 19 сентября я сделал последнюю попытку встретиться с президентом. Однако и на этот раз у него не нашлось для меня времени. Тогда я попрощался с коллективом и опубликовал заявление об отставке.
Так, после пяти лет работы на посту главы МИД Республики Абхазия, а до этого в течение 17 лет в качестве Полномочного представителя Республики Абхазия, а затем Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Абхазия в странах Западной Европы, будучи назначенным лично Владиславом Ардзинба, без каких-либо слов благодарности за проделанную работу и даже без простого рукопожатия, дело мое было закрыто. Что ж, как говорил один из персонажей романа Фазиля Искандера, "Видимо, так их учили!".
Министерство иностранных дел является одним из важнейших государственных институтов, одним из главнейших атрибутов независимой государственности. За годы сложился без преувеличения уникальный высокопрофессиональный коллектив. Его необходимо сохранить. Выражаю надежду, что новый руководитель МИД, опираясь на сложившиеся в министерстве традиции, будет проводить эффективную внешнюю политику, приумножая успехи абхазской дипломатии. Со своей стороны, готов оказывать любое необходимое содействие министру и ведомству в целом, если будут необходимы мой опыт, знания и мои международные контакты.