СУХУМ, 29 сен — Sputnik, Анжелика Бения. Первая мысль, которая приходит при слове "Аиааира" — это ее непосредственная связь с великим сыном абхазского народа – Владиславом Ардзинба, сказал на вечере памяти первого президента Абхазии Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в республике Семен Григорьев.
Семен Григорьев поздравил абхазский народ с Днем Независимости и Победы и отметил, что "этот праздник для Абхазии сравним только с тем святым и великим праздником, который празднуют народы всех стран, входившие ранее в Советский Союз – с Днем Победы 9 мая".
"В начале вечера прозвучали слова Владислава Ардзинба "враг хотел сделать из Абхазии псевдо-государственное образование, лишив своего языка, культуры, традиций". То же самое враги хотели сделать и с Советским Союзом. Что касается Великой победы в Отечественной войне народа Абхазии 23 года тому назад, то, конечно, первая мысль, которая приходит при слове "Аиааира" — это ее непосредственная связь с великим сыном Абхазского народа Владиславом Ардзинба", – сказал Григорьев.
Владислав Ардзинба принадлежит к той когорте людей, без которых история была бы иной. История не только абхазского народа, но и история вовлеченных в те события стран, мировая история, отметил посол.
"Мне радостно, что сегодня в зале не только ветераны и депутаты Собрания, но еще и много молодых людей. Пройдет время и вы примете эту эстафету памяти. Будьте внимательны и больше слушайте", – обратившись к молодому поколению, завершил свое выступление Григорьев.
Воспоминаниями о первом президенте Абхазии поделилась член общественной палаты Республики Абхазия Нателла Акаба, которая в период с 1991 по 1996 годы была депутатом Народного Собрания.
"Мое восприятие Владислава Ардзинба сильно менялось на протяжении нескольких лет. Когда я впервые познакомилась с ним в 1972 году, это был молодой, перспективный востоковед. Я тогда была аспиранткой Института востоковедения, а он уже там работал. Тогда никто, и я в том числе, не мог и подумать, что он станет политиком такого уровня. Я помню, с каким чувством гордости я слушала его выступление на памятном для нас Съезде народных депутатов, когда ему с трудом удалось добиться доступа к трибуне. Уже тогда стало ясно, что перед нами политик и лидер национально-освободительного движения",– сказала Акаба.
Государственный деятель Сократ Джинджолия, который в 1991-1996 годы был председателем Народного Собрания, поделился воспоминаниями и эпизодами из жизни, рассказывавшие о психологической нагрузке, которую испытывал Ардзинба.
"Я видел Ардзинба в разном состоянии. На фронте не бывает все гладко. Не всегда попытки освобождения села или района заканчивались успехами. Даже если и заканчивались успехом, то на войне все равно гибли люди. Я помню, как он вскрывал конверты, которые приходили из Министерства обороны, в которых были списки погибших и раненых: долго крутил в руках, клал на стол, поднимал, выходил, но в конце понимал, что он должен. Было видно, что он сильно переживал", – вспоминал Владислава Ардзинба Сократ Джинджолия.
"Я помню, как мы, будучи депутатами, вечерами собирались и обсуждали важные вопросы. Ардзинба хотел слышать мнение каждого. Для него это было важно, потому что это укрепляло его веру в то, что он прав, в то, что нужно сопротивляться. Сегодня, спустя два десятилетия часто задаешься вопросом, что было бы с нами, если бы в тот период нашим руководителем был бы кто-то другой? Ответ ясен, нас бы просто не было. У нас ведь не было армии. Это были люди, которые добровольно взяли в руки оружие и организовали сопротивление повсеместно в условиях отсутствия связи. Это удивительно, что по призыву руководителя государства, все как один встали на защиту Родины", – сказал Джинджолия.
Вечер памяти Владислава Ардзинба, прошедший в музее Боевой славы, собрал друзей, соратников, родственников и знакомых Ардзинба. Помимо воспоминаний и рассказов со сцены транслировали архивные кадры, на которых запечатлен первый президент Абхазии.