О плюсах и минусах нового закона "О приватизации государственной и муниципальной собственности" в интервью корреспонденту Sputnik Роберту Джопуа рассказал юрист Олега Папаскири.
- Часть экспертов, и вы, в частности, считаете, что с появлением нового документа появилась возможность устанавливать на законодательном уровне ограничения для участия в приватизации иностранцев. Каким образом, согласно этим изменениям, можно ограничить участие иностранцев? Объясните мне, почему многие уверены в обратном?
— Важно понимать, что в части субъектов приватизации закон не изменил их состав. То есть и раньше, и сегодня, по новому закону, покупателями могут быть как абхазские, так и иностранные частные лица, либо организации. Однако основное отличие в том, что данный закон предусмотрел возможность для особых ограничений, либо особых требований в этой части, и они связаны не только с этим аспектом, но и вообще с изменением способов приватизации. Возможно, именно внедрение этих новых способов позволило предусмотреть и новый механизм ограничения этой приватизации по субъектам либо по иным требованиям.
- Что это за механизм?
— Сам закон не устанавливает эти механизмы, он их предусматривает как возможность их внедрения, но не причисляет их и не описывает их суть. И в этом, возможно, и есть одна из опасностей, один из рисков, потому что размытая и не четко обозначенная норма всегда оставляет возможность для злоупотребления, и в этой части, может быть, имеет смысл конкретизировать, какие именно нормы, какие именно требования, либо ограничения, можно вводить.
- Ваше личное мнение, с чем связано то недовольство, которое выражают многие эксперты?
— Возможно, это связано с тем, что этот закон как бы подняли и освежили в памяти. И сам факт возможности приватизации объектов, надо понимать, не ставит на кон все имущество Абхазии. Приватизация не должна быть панацеей от денежного дефицита. Это лишь одна из форм, в смысле крайняя форма использования того или иного государственного имущества. Конечно, не стоит к ней прибегать, если некий актив не работает. Есть масса других способов оживить предприятие: привлечь инвестиции, сделать ту или иную кооперацию, которая будет выгодна и которая будет интересна каждой из сторон. При этом, риски, которые заложены в приватизацию, будут минимизированы.
- Считаете ли вы, что закон был принят вовремя, был ли он вообще необходим?
— Как любой юрист, я за то, чтобы законы всегда были в ногу со временем. И у нас очень много законов, которые, к сожалению, очень мало обновляются и медленно актуализируются. Конечно же, закон надо менять, надо отслеживать опыт его применения и я думаю, что не секрет, что опыт прошлых лет показал слабую эффективность приватизации. Поэтому работа над изменением этого механизма давно назрела. Сам по себе закон не может быть плохим или хорошим, так скажу, потому что это, как молоток, им можно забить гвоздь, а можно совершить преступление. Поэтому закон — это инструмент, которым нужно пользоваться. Какой будет итог, мы узнаем, когда закон вступит в силу и будут совершены первые сделки по приватизации.