Sputnik, Анжелика Бения.
Сидя в одном из балаганов, которому уже больше века, через его широкие щели я наблюдала за ястребами. Среди многочисленных хищников, плавно скользящих и зависавших в небе, приближающегося к нам ястреба-перепелятника не сложно было распознать по относительно длинному хвосту и коротким крыльям.
– Иҭалеит, иҭалеит (вошел – абх.) летит, замрите, – было приказано в шалаше охотниками. После чего один из них ловко подкинул привязанного к палочке сорокопута (птица-приманка для ястребов – ред.) и тот "заиграл" крылышками.
Ястреб как молния бросился на нашу приманку и ударился в сеть. Мгновенно охотник сбил вертикальный шест-подпорку, и дикая птица оказалась в ловушке. Ястреб отчаянно сопротивлялся крыльями, клювом и когтями, но уже через несколько секунд птица была в руках у охотника.
– Адреналин… знаешь, как пульс бьет?! "Тык, тык, тык". Эх, вот эта болезнь наша. На море не ходим, на танцы не ходим, ястребов ловим. Заразишься, не дай Бог, – сказал охотник Сурен Челокян, не скрывая ликования от добычи.
– Это как боксеры на ринге, не успел уйти – нокдаун и твоего жулана нет, и сезон потерял, – добавил его друг Станислав Акусба.
При хорошем и интенсивном перелете за день можно наловить до тридцати ястребов. Пойманного ястреба мы отпустили, потому что это был самец, а охотиться лучше самкой, она крупнее и легко приучаема, объяснили мне охотники.
Жулан, который не знает что он приманка
До того как поймать ястреба-перепелятника нужно обзавестись манной птицей – сорокопутом.
Почему именно эта птица? – спросите вы, я тоже спросила у охотников. Потому что ее главное качество энергичность и умение быстро махать крылышками, ответили мне.
Охотник поднимет палочку с жуланом (сорокопутом – ред.) наверх и немного подбрасывает привязанного за лапку пленника. Затем палочка резко опускается вниз, птичка лишается опоры и парит в воздухе на одном месте.
На глаза жулана накладывают кожаные шоры для ограничения поля зрения сверху, чтобы птичка не испугалась летящего на нее ястреба, в нижней части оставляют небольшие щели, через которые "приманка" видит палочку и корм. Шоры бывают разных видов. Раньше, вместо кожаных шор использовали скорлупу орехов. Жуланов ловят на кузнечиков, богомолов и медведок, ими же кормят птиц в неволе.
Позарившись на вкусную приманку, жулан попадает в сеть. Отлов сорокопутов начинается за 10 дней до начала добычи ястреба. Чтобы к этому времени успеть ее выдрессировать. В течение 10 дней птичку учат садиться на кончик палочки, парить в воздухе хлопая крылышками, когда это нужно.
По словам охотников, когда заканчивается сезон птиц, и ястреба, и жулана отпускают.
Ястреб вместо ружья
– Мне было семь лет, когда я поймал своего первого ястреба, это было в 1961 году, – сказал охотник Челокян.
Ловлей ястребов Челокян занимается с детства. Его дедушка, вместе с семьей во время геноцида армян в Турции переехал в Абхазию. Отец охотника родился в Абхазии. Армяне в Абхазии быстро освоили и табак, и кукурузу, были хорошими охотниками, сказал Челокян.
Станислав Акусба, как и его друг детства, ястребов ловит давно и в Абгархук за ними приезжает вот уже 40 лет.
– Мне почти 70 лет. Когда я проверяю зрение, окулисты удивляются. Я перенес три операции на сердце, но, когда занимаюсь этим делом, сердце у меня не болит. Когда я дома — болит, когда застолья — болит. Для меня это отдых и лекарство от всех болезней, — признался Акусба.
– А легче с чем охотиться, с ястребом или с ружьем? – спросила я у Акусба, зная, что ему знакомы и тот и другой вид охоты.
– Спроси лучше, чем интереснее, – предложил мне Акусба.
– Чем интереснее? – исправилась я недолго думая.
– Ястребом интереснее и сложнее. Там столько операций. Сперва, коники (кузнечики – ред.) нужно собрать, потом жулана поймать, десять дней его кормить, потом ястреба ловить, а потом его учить. Эта история. Это то, чем занимались наши деды. Вообще ястребиная охота намного чище, чем охота с ружьем. Ни дробь, ни порох не нужны. Ястребом намного интереснее.
Приручить дикаря
Пойманного ястреба нужно вечером накормить, при тусклом освещении, в комнате, где кроме вас с птицей никого нет. По словам Акусба, с птицей нужно часто контактировать, чтобы она не боялась и быстро привыкла к хозяину. Процесс превращения дикой птицы в домашнюю длится в течение 10 дней.
– Потом день не покормил, на второй день начинаешь притравливать его к перепелке. Нужно немного подразнить. Показать ему живую перепелку. Мертвую дать попробовать и дальше выходишь на охоту, – поделился деталями Акусба.
– Бывает такое, что вышел с ястребом на охоту, отпустил, а он не вернулся? – поинтересовалась я.
– Бывает. Не часто, но бывает.
– И что потом?
– Обидно, но это природа, тогда начинаешь все с начала, – как-то очень печально и задумчиво ответил Акусба, словно вспомнил, сколько жуланов и ястребов испортили ему перепелиный сезон охоты. Интересоваться "сколько?" я не стала.
— Когда ястреб поймает перепелку, то он садится ближе к тебе, чтобы съесть добычу, но ему принадлежит только голова пойманного трофея, — обстоятельно объяснил Акусба. — Помню один раз, больше 100 перепелок собрал в течение дня. Но это было в 1989 году. Сегодня уже очень мало перепелок, – посетовал охотник.
Прибрежная зона Абхазии равнинная и по ней проходят миграционные пути многих перелетных видов пернатых, в том числе и перепелок.
Перепел, после длительного путешествия из южных районов России, в Абхазии задерживается на кукурузных полях и пастбищах, где в изобилии находит корм и набирает вес после длительных полетов, собирается силами для дальнейшего путешествия. За перепелами "по пятам" следуют и ястребы.
Ястребиная охота – один из традиционных видов охоты абхазов. Еще в недалеком прошлом охота с птицей была распространена по всей Абхазии. Прирученным ястребом абхазы охотились на перепела, коростеля, дрозда, голубя, горлицу, вальдшнепа, фазана, водоплавающую птицу и даже на зайца.